Кризис на Донбассе

27 ноября 2017, 00:00

ТАСС
Противостояние министра внутренних дел ЛНР Игоря Корнета и главы республики Игоря Плотницкого перешло в горячую фазу
Читайте Monocle.ru в

В Луганской Народной Республике произошла смена власти. Как сообщил Луганский информационный центр, глава республики Игорь Плотницкий подал в отставку «по состоянию здоровья», а его обязанности до новых выборов будет исполнять министр госбезопасности ЛНР Леонид Пасечник. Таков на сегодняшний день результат противостояния Плотницкого с министром внутренних дел ЛНР Игорем Корнетом. Открытая фаза борьбы между ними началась неделю назад: 20 ноября глава ЛНР подписал указ об отстранении Корнета от должности главы МВД в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела. Министр не подчинился: в столицу республики Луганск вошла колонна бронетехники, а вооруженные люди взяли под контроль административные здания и прекратили работу телевидения, которое транслировало сюжеты, направленные против главы МВД. Игорь Корнет выступил с обращением, заявив: «Силами МВД была пресечена деятельность крупной украинской разведывательно-диверсионной группы» — и охарактеризовав указ Плотницкого о своей отставке как «слухи», которые поспешил развеять. Не обвиняя самого главу ЛНР, глава МВД возложил ответственность за критику министерства на «деструктивные действия должностных лиц», обманывавших Игоря Плотницкого, докладывая ему о несуществующих правонарушениях в органах внутренних дел. Директора телерадиокомпании ЛНР Анастасию Шуркаеву министр обвинил в «причастности к деятельности украинских спецслужб». Кроме того, Игорь Корнет обвинил руководителя администрации главы ЛНР Ирину Тейцман, начальника Службы правительственной безопасности Евгения Селиверстова и прокуратуру (верную Плотницкому) в инсценировке государственного переворота в сентябре 2016 года. Тогда по обвинению в попытке госпереворота был арестован бывший премьер-министр ЛНР Геннадий Цыпкалов, который, по мнению Игоря Корнета, был убит (по официальной версии, повесился в камере предварительного заключения). Смерть бывшего премьер-министра не единственная в череде ухода из жизни лидеров «русской весны» в ЛНР, которые имели разногласия с Игорем Плотницким или же могли рассматриваться в качестве политических конкурентов. Обычно гибель командиров приписывалась украинским разведывательно-диверсионным группам, но в свете последних событий оценка прошлых событий может быть пересмотрена. Может измениться и оценка роли самого Игоря Плотницкого с формулировки «был введен в заблуждение деструктивными силами» на более жесткую, если глава ЛНР не оставит попыток борьбы с главой МВД.

Борьба за власть в Луганске, похоже, перестала носить характер внутренней борьбы. Часть войск и бронетехники, взявшей город под контроль и не позволившей главе ЛНР применить силу против главы МВД, прибыла из Донецкой Народной Республики. Первая попытка объединить ЛНР и ДНР была предпринята 24 мая 2014 года, сразу после референдумов о самоопределении, проведенных на их территории. Тогда премьер-министр ДНР Александр Бородай и председатель народного совета ЛНР Алексей Карякин подписали документ об объединении в составе «государства Новороссия». Но далее декларации дело не пошло, и обе не признанные даже Россией республики продолжили жить самостоятельно. К идее объединения в июле 2017 года вернулся глава ДНР Александр Захарченко, заявив о создании нового государства — Малороссии со столицей в Донецке: «Мы считаем, что государство Украина в том виде, которым оно было, не подлежит восстановлению. Мы, представители регионов бывшей Украины, за исключением Крыма, заявляем об учреждении нового государства». В ЛНР интеграционных стремлений опять не разделили. Более гибкую позицию руководство ЛНР заняло относительно возможности возвращения в состав Украины. Восьмого ноября этого года исполняющий обязанности министра иностранных дел ЛНР Владислав Дейнего заявил, что республика должна вернуться в состав Украины, сославшись на требования мирового сообщества. Спустя неделю Владислав Дейнего уточнил, что условий для вхождения в состав Украины в настоящий момент еще нет, подчеркнув, что не имеет полномочий определять внешнюю политику ЛНР, поскольку они есть только у главы республики.

Однозначного понимания, что делать с непризнанными республиками, видимо, нет не только у глав ДНР и ЛНР. Похоже, и в Москве существуют разные точки зрения на этот вопрос. Минские соглашения, предусматривавшие широкую автономию Донбасса в составе Украины, никогда не были особенно популярны в республиках. Жители ДНР и ЛНР воевали и переносили лишения последних четырех лет не ради мечты об автономии в составе Украины — они хотели повторения крымского сценария. Но даже компромиссные Минские соглашения уже не устраивают Киев: там ждут безоговорочной капитуляции на своих условиях, отказываясь выполнять достигнутые договоренности. Чем жестче становится позиция Киева по объединению, тем больший вес в республиках приобретают силы, не желающие объединения с Украиной на любых условиях.