Выход в свет новых (накануне 2017/18 учебного года) глобальных университетских рейтингов сенсаций не принес. Как и почти полтора десятка лет назад, когда были опубликованы первые рейтинги ARWU и The World University Rankings, лидерство в них удерживают англосаксонские вузы. В тройке лидеров рейтинга QS-2018 значатся MIT, Стэнфорд и Гарвард, в ARWU — Гарвард, Стэнфорд, Кембридж (MIT на четвертой строке), в THE — британские Оксфорд, Кембридж, третье место разделили американские Калифорнийский технологический институт и Стэнфорд.
Российские вузы — участники проекта 5–100 в этом году в целом показали положительную динамику (см. таблицу). Их дальнейшее продвижение в рейтингах будет зависеть как от способности противостоять конкуренции с азиатскими университетами, так и от скорости процессов внутренней трансформации в самих вузах.
Китайцы наступают
В рейтинг ARWU WUR позиции российских вузов практически не изменились. В числе 500 лучших в нем по-прежнему значатся лишь МГУ, СПбГУ и НГУ. В QS WUR, который накануне нового учебного года ранжировал 965 вузов мира, Россия оказалась представлена 24 вузами, 15 из них — участники проекта 5–100. Подавляющее большинство ведущих университетов улучшили свои позиции. «Российские университеты в целом показали хорошую динамику: НГУ вошел в топ-250, еще три вуза — участника проекта 5–100, УрФО, МИСиС и РУДН, смогли улучшить свои результаты на сто позиций и более. Наибольший рост произошел по индикатору «соотношение научно-педагогического состава и студентов», — говорит заместитель министра науки и образования РФ Людмила Огородова. Впервые в QS WUR вошли Университет ИТМО (группа 601–650) и Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева (группа 801–1000). «С 2013 года в нашем университете произошли очень значительные изменения — как качественные, так и количественные. По сути, участие в программе 5–100 позволило нам, во-первых, получить репутацию серьезного, динамичного, активного, глобального вуза, который выбирают студенты, а во-вторых, вуза, который выбирают партнеры», — рассказала в беседе с «Экспертом» первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова.
Порадовал и рейтинг «QS University Rankings: Развивающаяся Европа и Центральная Азия (EECA) 2017/18», который традиционно важен для российских вузов. В этом году в рейтинг 250 лучших вузов этого региона вошли 74 российских университета во главе с МГУ и НГУ. Наибольший рост по сравнению с прошлым годом среди участников проекта 5–100 показали Университет ИТМО (+15 позиций), ВШЭ (+10 позиций), ТГУ (+9 позиций), РУДН (+7 позиций), КФУ, УрФУ и МИСиС (+6 позиций).
Правда, общую картину для отечественных вузов в этом году несколько подпортил рейтинг THE WUR. В число 980 лучших университетов мира по версии этого рейтинга вошли 18 российских университетов — на шесть меньше, чем в 2016 году. Эксперты объясняют это натиском азиатских вузов. «Главные тенденции в этом году — продолжение роста Китая (первое в истории попадание двух вузов в число 30 ведущих) и другие улучшения в сфере высшего образования во всей Азии. Европа сохраняет свои сильные позиции, в то время как другие регионы (такие как Латинская Америка и Африка) в условиях роста конкуренции отстают», — подчеркнул главный редактор рейтинга THE Фил Бейти. При этом ТПУ в рейтинге THE WUR в этом году совершил скачок на 200 позиций вверх, а МФТИ и ВШЭ — на 50. Впервые попал в публикуемую часть рейтинга в диапазоне 1001+ ДВФУ.
«Фантастическое достижение»
При этом российские вузы в этом году буквально «взорвали» глобальные предметные рейтинги. «Мне очень приятно, что мы смогли продвинуться даже по тем специальностям, где у нас был некоторый пессимизм… Мы заняли отличные позиции по экономике, социологии, политике, международным отношениям», — заявила вице-премьер Ольга Голодец на недавнем заседании ассоциации «Глобальные университеты», комментируя тот факт, что российские университеты вошли в 59 из 111 ведущих предметных глобальных рейтингов мира
Так, в Шанхайский предметный рейтинг в 2015 году входил только один участник проекта 5–100 — МФТИ. В этом году в него вошли уже 12 российских университетов, восемь из которых — участники проекта 5–100. При этом ВШЭ вошла сразу в четыре предметных рейтинга, МФТИ и НГУ — в три. А по двум предметам «Вышка» и МИСиС попали сразу в топ-100 этих рейтингов.
В предметном рейтинге THE в 2016 году по направлению «Компьютерные науки (информатика)» были только МГУ и Университет ИТМО. В рейтинге этого года к ним добавились СПбГУ, МФТИ и МИФИ, причем МФТИ попал сразу в топ-100 этого рейтинга. В предметном рейтинге THE «Инженерные науки и технологии» в прошлом году вообще не было ни одного российского вуза. А в этом году туда вошли сразу десять российских университетов, девять из которых — участники проекта 5–100: ТПУ (группа 151–175), МФТИ И ТГУ (группа 251–300), Университет ИТМО (группа 301–400). Еще пять вузов: МИСиС, МИФИ, НГУ, Самарский университет и СпбПУ — расположились в группе 401–500. «Это фантастическое достижение, результат, который доказывает, что российские университеты действительно находятся на мировом уровне, когда речь идет о образовании и научных исследованиях в области инженерных наук и технологий, а также информатики», — оценил эти результаты Фил Бейти.
«Из российских университетов выше только МГУ. Среди технических вузов России ТПУ на первом месте. Предметная область Engineering and technology для нас базовая, системообразующая, ведь в ней оцениваются достижения и показатели по тем дисциплинам, в которых Томский политех имеет солидные научные заделы и традиционно является лидером — это общие инженерные науки, электротехника и электроника, авиационно-космическая техника и машиностроение, химические технологии», — говорит ректор ТПУ Петр Чубик.
Столь же «фантастическими» Фил Бейти публично назвал и результаты российских вузов в предметных рейтингах этого года по направлениям «Бизнес и экономика», «Социальные науки», «Образование».
Внутренняя трансформация
Успех российских вузов в предметных рейтингах этого года был вполне ожидаем, поскольку отражает (хоть и не до конца) их действительную компетенцию. Ее нужно было правильно оформить, красиво «упаковать» и с гордостью предъявить рейтинговым агентствам. Что, собственно, и было сделано.
С глобальными (общими) рейтингами ситуация сложнее. Потому что дальнейшее продвижение в них напрямую зависит от изменения философии российских университетов и психологии (мировоззрения) работающих в них людей — от охранника в общежитии до членов ученого совета. В вузах — участниках программы 5–100 эта трансформация уже идет. «У нас произошли серьезные изменения за последние годы, с тех пор как реализуется проект 5–100, и эти результаты очень ощутимы и иногда даже удивительны… Произошли качественные перемены с профессорско-преподавательским составом, с требованиями к нему и с организацией учебной работы», — считает Ольга Голодец.
Если говорить об интернационализации и повышении качества профессорско-преподавательского состава, то за последние четыре года в вузах — участниках программы 5–100 в четыре с половиной раза увеличилось количество зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей. При этом только за 2016 год российским вузам совместно с зарубежными партнерами удалось реализовать более 1200 научно-исследовательских проектов. «Если брать отдельные российские вузы, то, например, ВШЭ, КФУ, МИФИ, МИСиС, МФТИ и ИТМО осуществляют активный обмен почти с 200 университетами США», — говорит Людмила Огородова.
Российские вузы становятся площадкой для проведения уникальных международных мероприятий. В начале ноября, например, на базе Самарского университета (бывший СГАУ), Управление ООН по вопросам космического пространства провело практикум по формированию человеческого потенциала в области космических наук и технологий. Еще недавно было невозможно представить, что один из самых «закрытых» для иностранцев российский университет примет у себя представителей национальных космических агентств, исследовательских центров и университетов 41 страны Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Однако сейчас это становится нормальной практикой. «Представители стран, которые входят в профильный комитет ООН, уже заявили о желании обучать студентов и сотрудников своих вузов, космических агентств на базе нашего вуза. Мы можем дать им целостное аэрокосмическое образование: все наши компетенции (электроника, оптика, информационные технологии и так далее) взаимосвязаны и позволяют выдавать целостные продукты, будь то изготовление малых космических аппаратов или сервис в области IT “под ключ”. Представители Франции, Италии, Японии, Турции, стран бывшего Восточного блока заинтересованы в выстраивании отношений с Самарским университетом уже по другим направлением. Это, к примеру, вопросы из области космического права и связанные с этим темы мирного освоения Луны, получения полезных ископаемых на астероидах», — говорит проректор по образовательной и международной деятельности Самарского университета Владимир Богатырев.
МИСиС сделал интересную совместную программу, не имеющую аналогов не только в России, но и в мире: вместе с Кембриджским университетом он разработал уникальную программу обучения английскому языку для студентов технических специальностей Touchstone@Misis. «По окончании курса студенты сдают международный независимый экзамен IELTS, причем даже начинающие с базового уровня достигают уровня знаний не ниже В1, а многие получают и С1», — говорит ректор МИСиС Алевтина
Черникова.
Кроме того, российские вузы переходят на интернет-образование. Аудитория онлайн-курсов ВШЭ, которая, пожалуй, наиболее успешно продвинулась в мировых предметных рейтингах за время участия в программе 5–100 (по числу предметов в предметных мировых рейтингах «Вышка» сейчас находится на третьем месте среди российских университетов после МГУ и СПбГУ), уже перевалила за миллион человек. «В процессе конкуренции за иностранных студентов разработаны и введены 23 англоязычные образовательные программы полного цикла, успешно заработал Летний университет для иностранных студентов. ВШЭ стала национальным лидером на рынке онлайн-образования с 94 курсами и несколькими специализациями на международной и национальной платформах с числом слушателей, превысившим миллион человек. Во много раз выросло число публикаций и уровень цитирования сотрудников ВШЭ в ведущих научных журналах. Одиннадцать научных журналов ВШЭ теперь индексируются в международных базах WoS и Scopus», — рассказал в беседе с «Экспертом» первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.
Столь же активно российские вузы трансформируют свою управленческую структуру и наращивают объем заказов как на проведение научно-исследовательских работ, так и на обучение зарубежных студентов. «По последним данным, количество студентов, которые предпочитают получать образование за границей, за ближайшие пять лет может увеличиться в два раза. Конечно, большая доля этих студентов рассматривает в качестве приоритетных рынков Юго-Восточную Азию: Китай, Сингапур, Гонконг, Корею. Очень пристальное внимание уделяется образовательной составляющей и в Казахстане, где привлекают много иностранных студентов, в странах БРИКС и в Восточной Европе. Мы должны активно изменять свой университет, делать его более конкурентоспособным, чтобы в этой гонке не только не потерять свое место, но и продвигаться вперёд», — заявил в интервью «Эксперту» ректор НГУ Михаил Федорук.
Поэтому, если правительство РФ не будет делать резких движений в отношении программы 5–100, большинство ведущих университетов России сохранят темп внутренних преобразований, а значит, и степень успешности продвижения в мировых университетских рейтингах.