«Фрегат» увел спутники под воду

4 декабря 2017, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Второй в истории космодрома Восточный запуск ракеты-носителя «Союз-2» завершился провалом. Из-за сбоя в работе разгонного блока «Фрегат» все 19 спутников, включая трехтонный метеорологический аппарат «Метеор-М 2-1», не смогли выйти на солнечно-синхронную орбиту и сгорели в атмосфере, а их остатки упали в Атлантический океан. Эта авария неизбежно ослабит позиции России на мировом рынке космических услуг, где наша доля и без того сокращается год от года.

Сколько стоят запуски тяжелых и средних ракет-носителей, представленных на мировом коммерческом рынке 08-01.jpg
Сколько стоят запуски тяжелых и средних ракет-носителей, представленных на мировом коммерческом рынке

Нештатной ситуации вроде бы ничто не предвещало. Но только на первый взгляд. Сама ракета прибыла на Восточный чуть ли не за месяц до старта, как и разгонный блок «Фрегат». Этот аппарат создан в химкинском НПО им. С. А. Лавочкина, его главная задача состоит в том, чтобы после отделения от третьей ступени вывести полезную нагрузку на расчетную орбиту (на высоте порядка 800 км от Земли). Но для этого «Фрегат» должен был находиться в космосе в определенном положении, чего на этот раз, судя по всему, не было. На старт ракеты это, конечно же, никак не повлияло — он прошел успешно. В прошлый вторник в 8:41 по московскому времени ракета «Союз-2.1б» оторвалась от стартовой площадки Восточного, после чего от нее последовательно отделились все три ступени. Наконец, в 8:51 состоялось первое включение маршевого двигателя «Фрегата». Присутствовавший на космодроме вице-премьер Дмитрий Рогозин даже успел поздравить боевой расчет и коллектив Восточного за добросовестную работу.

Но, как оказалось, преждевременно. Второго включения двигателя «Фрегата» так и не произошло. Причины этого предстоит выяснить как специально созданной комиссии «Роскосмоса», так и сотрудникам СКР, уже начавшим доследственную проверку. Как заявили «Известиям» следователи, в качестве основной версии аварии рассматривается систематический сбой в работе блока спутниковой навигации, который входит в систему управления «Фрегата». То, что эта ошибка повторяется с завидной регулярностью, знали и в НПО Лавочкина, и в самом «Роскосмосе». Но, несмотря на это, глава НПО Сергей Лемешевский и первый заместитель гендиректора госкорпорации Александр Иванов все же дали добро на проведение запуска. Более того, есть даже подписанное заключение, что эта проблема не повлияет на работу «Фрегата». А ведь такой сбой фиксировался еще при наземных испытаниях ракеты «Союз-2.1б» вместе с «Фрегатом» и космическими аппаратами. Но перед пуском 28 ноября соответствующая аппаратура, по данным «Известий», была выключена и в выдаче команд системе управления разгонным блоком попросту не участвовала. В самом НПО утверждают, что «Фрегат» не виновен в случившейся аварии. Но если не он, то кто?

Есть версия, что нештатная ситуация могла возникнуть из-за несогласованности полетных заданий разгонного блока и самой ракеты, за которые отвечают НПО автоматики и НПЦ автоматики и приборостроения. Если инженеры и конструкторы этих предприятий не согласовали должным образом точное положение третьей ступени «Союза-2.1б» при отделении от него разгонного блока, то судьба спутников фактически была предрешена. В этом случае третья ступень ракеты вышла в заданную точку с нарушением углов положения. Теоретически «Фрегат» мог бы исправить эту ситуацию своим маневром, но, очевидно, не успел его произвести за одну минуту — именно столько времени проходит между отделением разгонного блока от ракеты и первым включением его двигателя. Учитывая, что программа полета «Фрегата» четко зафиксирована в его системе управления, изменить что-либо было уже невозможно. Скорее всего, двигатель разгонного блока включился в тот момент, когда «Фрегат» находился в перевернутом положении. Если это так, то импульс направил его вместе со спутниками не на околоземную орбиту в космос, а в атмосферу Земли, где он и сгорел. Косвенно это подтверждается и показаниями пилотов западных авиакомпаний, наблюдавших над Северной Атлантикой в районе Исландии «огненный шар, разлетевшийся на тысячи горящих предметов». Заметим, что сверять полетные задания разгонного блока и ракеты, а также проводить их комплексную проверку должен ЦНИИмаш, головной научный институт «Роскосмоса». Именно его руководство возглавило комиссию госкорпорации по расследованию причин аварии. Тем не менее глава «Роскосмоса» Игорь Комаров уже принял решение, что в следующем году количество запусков ракет с Восточного будет сокращено с пяти до двух. Но это еще не всё. Нынешняя авария неизбежно приведет к тому, что Россия потеряет часть доходов от предоставления услуг на мировом рынке запусков. Просто потому, что спрос на них со стороны иностранных заказчиков сократится. Эта тенденция продолжается уже несколько лет. Если в 2013 году мы контролировали ровно половину этого рынка, то в прошлом году — всего 22%. Это произошло не только из-за крайне агрессивной маркетинговой политики компании SpaceX Илона Маска, устроившей небывалый демпинг, но и вследствие серии аварий с нашими «Протонами» и «Союзами». Последнее привело к значительному росту страховых платежей, что сделало запуски на наших ракетах менее конкурентоспособными. Уже сейчас запуск на ракете «Протон-М» стоит на несколько миллионов долларов дороже, чем на американской Falcon-9. К «Союзам» это, правда, пока не относится. Эти ракеты считаются одними из самых дешевых и конкурентоспособных в своем классе, если не считать индийские GSLV Mk. III. Видимо, поэтому Ник Аллейн, представитель американской Spire Global, у которой в прошлый вторник сгорело десять космических аппаратов, заявил, что эта неудача не изменит стратегию запусков его компании, которая сохраняет веру в надежность российских «Союзов». Но очевидно, что долго испытывать терпение заказчиков в нынешней ситуации нам никак нельзя.