Мы так любили «Взгляд»

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
4 декабря 2017, 00:00

Издательство АСТ выпустило книгу, посвященную тридцатилетию программы «Взгляд»

Читайте Monocle.ru в

Авторы систематизировали опыт, накопленный отечественной телевизионной журналистикой. Они рассказывают, как создается контент на большом телевидении сейчас, и о том, как это делалось тридцать лет назад. Выдают рецепты телевизионной кухни, разбирают по частям этот гигантский информационный механизм, который по-прежнему занимает важное место в нашей жизни. Они отдают себе отчет в том, что процесс потребления визуального контента переживает глобальную трансформацию, и обращаются ко всем читателям как к его потенциальным создателям. При этом утверждают: базовые принципы создания видеоконтента, вырабатывавшиеся десятилетиями, вполне применимы и для нового телевидения, которое может существовать исключительно на платформе YouTube. Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст уже на первых страницах книги признает, что аудитория классического телевидения — это те, кто родились до 1980 года. У всех остальных выработался новый способ восприятия реальности.

У каждого поколения своя телевизионная реальность. Свои герои, красиво рассекающие по информационным потокам и приковывающие этим внимание аудитории, всегда жаждущей новых впечатлений. Для тех, кто тридцать лет назад вступил в сознательный возраст, таковыми стали ведущие программы «Взгляд». Поколению, успевшему родиться не позже семидесятых, посчастливилось увидеть на телевизионном эране то, что сейчас уже почти непредставимо. Каждый вечер пятницы зрители вместе со всей страной переходили из одной телевизионной реальности — в ней ведущие были строго одеты и неестественно доброжелательны — в другую, где ведущие выглядели и говорили совсем по-другому. Тогда невозможно было понять, откуда они появились и какие силы за ними стоят. До конца это неясно и сейчас, много лет спустя, — даже по прочтении книги. Программа «Взгляд» оказалась не просто вестником перемен — она стала самым ярким свидетельством того, что они происходят.

Из всей когорты ведущих «Взгляда» больше всего запомнились Любимов, Листьев и Захаров. Они стали тремя мушкетерами конца восьмидесятых, которым суждено было вступить в символическую схватку во имя гласности с темными силами, препятствующими переменам. То, что выбор в их пользу был не случайным, подтвердила их последующая судьба. Листьев, запустивший сразу несколько новых форматов на отечественном телевидении, едва ли не с большей силой проявил себя вне «Взгляда». Он единственный, кому удалось выйти на новый виток популярности за пределами программы. Его трагическая гибель разделила две телевизионные эпохи: на смену романтикам, экспериментирующим с жанрами и открывающим для себя новые форматы, пришли прагматики, которые точно знают, что им нужно и как это можно получить. Любимов, и поныне возглавляющий телекомпанию ВИD, до сих пор бежит марафонскую дистанцию телевизионного профессионала то по дорожке ведущего, то по дорожке топ-менеджера, а то и по обеим сразу. Сойдя с телевизионной дистанции, оказавшейся очень и очень длинной, Захаров так и не соблазнился продюсерской деятельностью. Но в этой тройке: благородный Любимов, жизнелюбивый Листьев и интеллигентный Захаров — последний был важным элементом, чью суть выражает его внешнее сходство с Андреем Мягковым в роли Жени Лукашина в рязановской «Иронии судьбы». Он олицетворял собой советского интеллектуала с размеренной манерой речи, скромного, неуверенного в себе, но обладающего при этом каким-то невероятно трогательным обаянием.

История выхода «Взгляда» в эфир началась тридцать лет назад и растянулась почти на пятнадцать лет. В девяностые ему удалось совершить эйчаровский подвиг и привлечь в телевизионный кадр настоящего героя того времени — Сергея Бодрова. Программа стала разрастаться и разделилась на множество проектов, где ее ведущие использовали уже наработанные навыки и осваивали новые. В какой-то момент выяснилось, что вся новейшая российская информационная журналистика вышла из «Взгляда». Такова ее историческая роль. Но для зрителей второй половины восьмидесятых главная ценность «Взгляда» — в эмоциях, которые они переживали, смотря ее в прямом эфире. Забыть такое невозможно.

 

Любимов Александр, Ахметов Камилл. ВИD на ремесло: как превратить талант в капитал. — М.: АСТ, 2018. — 352 с. Тираж 5000 экз.