Северная Корея, несмотря на все усилия США по ее экономическому удушению, стремительно развивает ракетную программу и близка к обладанию оружием, способным поразить континентальную часть Штатов. КНДР провела очередные испытания межконтинентальной баллистической ракеты, способной нести ядерный заряд. Пуск ракеты был произведен почти вертикально, и она, поднявшись на высоту 4500 км, упала в Японском море в 960 км от места запуска. Если бы ракета была пущена по стандартной траектории, дальность ее полета составила бы около 13 тыс. км, в то время как расстояние от КНДР до США всего 9000 км. Американцы пока утешают себя тем, что неизвестно, существует ли ядерная боеголовка для этой ракеты и не разрушится ли она при входе в плотные слои атмосферы. Но доработка боезаряда и самой ракеты лишь
вопрос времени.
В ответ на испытания северокорейской ракеты Южная Корея провела учения с нанесением ракетных ударов по многострадальному Японскому морю, намекая Пхеньяну, что в следующий раз удары будут нанесены по его объектам. Не остались в стороне и США. Президент Дональд Трамп после совещания с министром обороны Джеймсом Мэттисом заявил: «Это ситуация, которую мы разрешим». Еще Дональд Трамп прибегнул к единственному средству, на которое реагирует Ким Чен Ын, — личным оскорблениям, назвав северокорейского лидера «больным щенком». Перепалка между лидерами двух стран имеет давнюю историю. Например, обидевшись как-то на высказывания Трампа, Ким Чен Ын обозвал того «старым психопатом». Трамп отреагировал записью в твиттере: «Зачем Ким Чен Ын называет меня старым?», очевидно, не имея претензий ко второй части словосочетания. Далее, пытаясь доказать, что он, Трамп, хочет только наладить равный диалог и никогда не опустился бы до таких оскорблений, президент США продолжил: «Я бы никогда не назвал его “коротышкой” и “жирным”, я так сильно стараюсь с ним подружиться, и когда-нибудь это случится!»
Экономическое давление на Северную Корею было выбрано Дональдом Трампом в качестве основного рычага «воспитания». Поскольку сами США не могли организовать блокаду КНДР, Вашингтону пришлось давить на Пекин, на долю которого приходилось 90% внешнеторгового оборота КНДР. Китай долго уворачивался от почетной обязанности душить Северную Корею собственными руками ради США, Японии и Южной Кореи — своих геополитических конкурентов в регионе и мире. Еще в начале этого года, по неофициальной информации, председатель КНР Си Цзиньпин попросил Дональда Трампа в течение ста дней не предпринимать в отношении КНДР односторонних действий, обещая решить северокорейскую проблему мирным путем. В результате Пекин, мягко говоря, провел Дональда Трампа, дав КНДР время на разработку оружия и увеличив товарооборот с ней в первом полугодии 2017 года. Правда, сегодня Китай поддерживает экономические санкции против КНДР, чтобы самому не потерять американский рынок.
Военное решение северокорейской проблемы не выглядело безопасным еще в начале 2017 года. Несмотря на то что США устраивали «демонстрацию силы» у границ КНДР, стягивая к ее берегам военно-морскую эскадру и проводя совместные военные учения с Южной Кореей, применять силу Вашингтон не хотел. Северная Корея уже тогда могла нанести удар по Южной Корее и Японии, где расквартированы американские военные. Со временем в радиус поражения северокорейских ракет попал и остров Гуам, расположенный на расстоянии 3300 км от КНДР. Гуам не входит в состав США, но является их владением; кроме того, на острове расположена американская военная база. Сегодня при угрозе нанесения ядерного удара по территории США военная кампания против КНДР становится чрезвычайно опасной затеей. Если США решатся на силовые действия, это потребует массированного удара, в результате которого будет одновременно уничтожена вся военная инфраструктура северокорейцев, что не позволит нанести ответный удар. Если что-то пойдет не так — американцы промахнутся по северокорейской пусковой установке или Пхеньян среагирует немного раньше американского удара, — то голливудские фильмы-катастрофы станут реальностью для Японии, Южной Кореи и США. Такого развития событий не хочет никто, даже Ким Чен Ын. Он просто добивается, чтобы американцы оставили его в покое. Единственной опасностью остается внутриполитическая ситуация в США: угроза импичмента со стоны Конгресса и Сената может подтолкнуть Дональда Трампа к повторению опыта Билла Клинтона, развязавшего войну в Югославии и тем самым избежавшего позорной отставки.