«Жилье для жизни, а не жизнь для жилья»

Иван Ступаченко
4 декабря 2017, 00:00

О том, в чем секрет финского качества, какова суть европейского подхода к территориальному планированию и как научиться строить с клиентами долгосрочные доверительные отношения, «Эксперту» рассказал генеральный директор АО «ЮИТ Санкт-Петербург» Михаил Возиянов

— Как концерн YIT пришел в Россию? Что стало основным мотивом для начала работы здесь?

— В 1988 году в Ленинграде было зарегистрировано одно из первых в Советском Союзе совместных предприятий под названием «Лентек». Его участниками стали финские строительные компании и власти города. Западные технологии были востребованы, компания работала успешно, и в 1997 году концерн YIT выкупил доли у участников и стал ее единоличным владельцем. Мы хотели поучаствовать в становлении перспективного рынка жилищного строительства России, на котором как раз в то время стали применяться схемы долевого участия.

Генеральный директор АО «ЮИТ Санкт-Петербург» Михаил Возиянов 79-01.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО АО «ЮИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
Генеральный директор АО «ЮИТ Санкт-Петербург» Михаил Возиянов
ПРЕДОСТАВЛЕНО АО «ЮИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

— Финское происхождение как-то помогает завоевать лояльность покупателей?

— Финское качество, на которое опирается YIT, продолжает играть с точки зрения продаж большую роль, ведь у финнов репутация людей надежных, которые держат свое слово. Кроме того, за концерном YIT на местном рынке закрепился статус новатора. Конечно, какие-то вещи, которые мы делаем здесь, не новы для Финляндии, но они инновационны для России в плане инженерных систем, оформления фасадов, высокого качества базового строительства.

— В чем разница между российским и финским качеством?

— Меня часто спрашивают: «А вот какие конкретно характеристики отличаются?» Но главное-то не в характеристиках, а в организации бизнес-процессов, долгосрочном обучении персонала, корпоративной культуре, которая направлена на то, чтобы стимулировать людей работать качественно. Не просто добиваться соответствия СНиПам, а сделать так, чтобы потребитель был доволен.

— В ряд своих проектов в Петербурге вы пригласили известного испанского архитектора Рикардо Бофилла. Это такая изюминка, подчеркивающая европейский стиль работы YIT?

— В «Смольном проспекте» — это жилье элитного и бизнес-класса — мы действительно хотели к нашему высокому качеству строительства добавить и какое-то особое архитектурное видение. В ЖК «Новоорловский» Рикардо Бофилл в большей степени участвовал в мастер-планировании, в этой сфере в России очень мало квалифицированных специалистов.

— Имеется в виду обустройство не только самого дома, но и окружающего его пространства?

— Да, речь идет о комплексном освоении территории: где и как расположены школы, пешеходные улицы, магазины, как выглядит транспортная схема. Это ответ на вопрос, как человек, выйдя из подъезда, будет здесь жить. Как сделать так, чтобы мама с коляской могла свободно куда-то проехать, зайти в магазин, выпить кофе; чтобы велосипедист мог добраться до нужной ему точки и так далее. Создать некий микрокосмос, где можно с удовольствием и с пользой провести время, а не построить типовой советский квартал, который в поисках развлечений хочется покинуть и поехать на Невский проспект.

— Однако при выборе жилья для большей части покупателей приоритетнее все же то, что внутри квартиры, а потом уже территория за ее пределами. Вы предложили относительно новый формат для рынка, европланировки. Как оценили его покупатели?

— Спрос на европланировки, равно как и их доля в наших домах, растет каждый год. Это говорит о том, что люди начинают более рационально относиться к жилью, задумываются над тем, нужен ли большой метраж. Доля ипотеки в продажах постоянно увеличивается, все больше метров приобретается в кредит, следовательно, встает вопрос повышения эффективности их использования. Ответом является европланировка, к этому давно пришла вся Европа, приходим постепенно и мы.

YIT не только строит дома, но и сам их обслуживает. Коммунальный бизнес не славится высокой рентабельностью. Что удерживает компанию в этом сегменте?

— Для нас это важное стратегическое направление. В данном сегменте важно иметь большой объем бизнеса, а поскольку мы работаем в семи городах и активно развиваемся, то и наша клиентская база растет. Мы полагаем, что если мы качественно работаем с людьми, то большая часть из них придет за повторной покупкой. Такой подход отличается от традиционного «построили-ушли-забыли», а затем снова думаем над тем, кто наш клиент и как его привлечь в новый дом.

— И этот подход с точки зрения возвращения потребителя себя оправдывает?

— Да, доля повторных покупок у нас достаточно большая. Человек владеет квартирой в среднем пятнадцать лет, и поскольку в его жизни происходят разные события: создание семьи, рождение детей, смена места работы — то рано или поздно он переезжает в связи с новыми потребностями. В последние годы люди стали намного свободнее в плане мобильности, начали относиться к жилью более рационально. Квартира перестала быть активом, покупка которого представляется чем-то сверхценным. Теперь все больше людей исповедует другой подход: жилье для жизни, а не жизнь для жилья.