Шанс для мясорубки

Сергей Кудияров
специальный корреспондент «Монокль»
18 декабря 2017, 00:00

Минпромторг поставил цель осуществить импортозамещение на отечественном рынке оборудования для пищевой промышленности и превратить пищевое машиностроение в крупного экспортера

ТАСС
Россия должна обеспечивать себя не только продовольствием, но и оборудованием для его производства

Минпромторг представил проект «Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности России до 2030 года». Этот документ продолжает серию отраслевых программ, принимаемых в нашей стране в последние годы для целого ряда отраслей.

Надо отметить, что новую стратегию пищевого машиностроения нельзя обвинить в отсутствии амбициозности. В Минпромторге ожидают, что реализация заложенных в нее мер позволит увеличить выпуск отечественного пищевого оборудования к 2030 году в три раза, а также наращивать экспорт отечественных машин для пищевой промышленности с темпом порядка десяти процентов в год. «По итогам 2016 года доля отечественных производителей на внутреннем рынке составила около 30 процентов. Задача, которая стоит перед отечественными производителями пищевого оборудования, — увеличить к 2030 году присутствие современных российских машин и оборудования для пищевой промышленности на рынке до 62 процентов», — заявил глава ведомства Денис Мантуров. По словам министра, планируется сделать упор на масштабную поддержку экспорта с целью наращивания объема поставок отечественного пищевого оборудования за рубеж в 3,7 раза к уровню 2016 года. Помимо СНГ приоритетными рынками для отечественного пищевого машиностроения станут страны Африки и Ближнего Востока, Южной Америки и Азии. Всего к 2030 году доля экспортных поставок отечественного пищевого оборудования за пределы СНГ должна составить 70% от экспорта.

Насколько важна для нас эта отрасль? Заметим, что объем производства пищевой продукции в России оценивается примерно в пять триллионов рублей в год. Отрасль обеспечивает продовольственную безопасность страны, а также является крупным экспортером — объем экспорта оценивается в 1,6 трлн рублей в год и продолжает расти.

Но при этом пищевая промышленность России, несмотря на свое колоссальное значение, остается критически зависимой от импорта оборудования и технологий. Теоретически это может создавать угрозы политического характера, подрывая продовольственную безопасность. И вполне конкретно било по пищевой промышленности за счет колебаний валютных курсов: когда пищевая промышленность на фоне подешевевшего рубля выигрывала в доступности своей продукции на экспортных рынках, там же она проигрывала, когда приходилось закупать ставшее менее доступным (в силу дорогой валюты) импортное оборудование.

Производство пищевого оборудования в России 20-02.jpg
Производство пищевого оборудования в России
Спрос на пищевое оборудование в России 20-03.jpg
Спрос на пищевое оборудование в России
Крупнейшие импортеры пищевого оборудования в Россию 20-04.jpg
Крупнейшие импортеры пищевого оборудования в Россию

Суровое настоящее

В прошлом году объем российского рынка оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности составил 93,6 млрд рублей, увеличившись за год на 15%. Впрочем, представленный ведомством проект стратегии включает в пищевое машиностроение совсем не очевидные сегменты, такие как оборудование для животноводства и машины для производства комбикормов, которые более органично смотрелись бы в составе сельскохозяйственного машиностроения.

На основе данных Росстата и внешнеторговой статистики ФТС объем российского рынка пищевого оборудования в 2016 году можно оценить в 50,5 млрд рублей. За год этот рынок прибавил восемь процентов, и в целом за последние годы в рублевом выражении здесь наблюдалась уверенная тенденция к росту. Так, еще в 2010 году объем российского рынка оборудования для пищевой промышленности в рублевом выражении был более чем вдвое меньше — 24,3 млрд рублей.

Собственное производство машин для этой отрасли в России по итогам 2016 года составило 13,6 млрд рублей. При этом в целом за последние шесть лет оно увеличилось почти вдвое. Однако эта радужная статистика несколько обманчива.

Российская пищевая промышленность, как говорил министр Мантуров, сильно зависит от импорта оборудования. Так, в 2010–2016 годах доля отечественной продукции на российском рынке пищевого машиностроения никогда не превышала 30% (см. график 1). Поэтому динамика рынка в рублевом выражении всего лишь повторяет темпы инфляции и изменение курса валют. В долларовом выражении ситуация выглядит совсем не столь оптимистически (см. график 2).

Значительная часть спроса со стороны компаний пищевой отрасли покрывается за счет иностранного оборудования. Сопоставив данные Росстата и внешнеторговую статистику ФТС, приходим к выводу, что по итогам 2016 года импорт покрывал до 77% всех потребностей России в пищевом оборудовании. Это критическая степень зависимости.

В разрезе отдельных сегментов рынка можно отметить оборудование для мясной промышленности, где на долю импорта приходится 94%, а также оборудование для сахарной индустрии (81%) и молочной промышленности (70%). И даже в области хлебопекарного оборудования практически две трети приходится на импорт. Лишь в производстве холодильников уже удалось выйти на частичное импортозамещение (43% импорта).

Важнейшими импортерами пищевого оборудования в Россию выступают страны Запада (см. график 3). Это Германия (30%), Италия и Нидерланды (по 15%), Дания (5%). Что, как было отмечено выше, порождает политические риски.

Существует и экспорт российской продукции на внешние рынки. Однако его объемы в сравнении с импортом незначительны (см. график 4). Доля экспорта от объемов производства колеблется год от года от 5 до 20%. Но российский экспорт географически локализован (см. график 5) в пределах СНГ (55% в 2016 году) и Прибалтики (3%).

Вот с такими далеко не радостными показателями отечественное пищевое машиностроение подошло к 2017 году.

 20-05.jpg

Светлое будущее

Тем не менее, несмотря на не самые лучшие стартовые условия, стратегия излучает оптимизм. Так, по базовому варианту реализация отечественного пищевого оборудования должна вырасти к уровню 2016 года на 40% уже в 2020 году, и на 200% — к 2030-му. Доля отечественной продукции на внутреннем рынке должна увеличиться до 40% в 2020-м и до 62% в 2030 году. Объем экспорта российских пищевых машин на внешние рынки, по мнению Минпромторга, должен вырасти относительно уровня 2016 года на 44% уже к 2020 году. К 2025-му экспорт прибавит 147%, а в 2030-м превзойдет уровень 2016 года уже на 268%. При этом доля поставок за пределы СНГ составит 52% в 2020 году и 70% — в 2030-м.

Традиционно слабое место отечественного пищевого машиностроения —его относительно низкая технологичность. Как заметил этим летом директор ВНИИ мясной промышленности им. В. М. Горбатова Андрей Лисицын, из всей российской продукции лишь 19% соответствует мировому уровню. «Автоматизированные линии мы вообще не производим. Все наши крупные предприятия работают на немецком и австрийском оборудовании», — утверждает эксперт.

Статистически это выражается в том, что доля затрат на НИОКР в выручке отечественных предприятий пищевого машиностроения по итогам прошлого года составила всего 0,2%. Однако и здесь Минпромторг видит перспективы кардинального улучшения. Так, по оценке ведомства, уже в 2020 году российские предприятия отрасли будут тратить на НИОКР 1% выручки, в 2025 — 1,5%, в 2030 году этот показатель вырастет до 2%.

В числе оснований для предстоящего роста чиновники Минпромторга приводят ожидаемый рост численности населения как в мире, так и в России (на 1,4 млн человек к 2030 году), а также увеличение уровня благосостояния — средний темп прироста реальной заработной платы в России, полагают в министерстве, составит 1,6% в год.

Будут и меры государственной поддержки. Директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга Евгений Корчевой говорит: «В этом году мы впервые ввели субсидию 15 процентов на покупку отечественного оборудования. Производителю возмещаются 15 процентов от цены оборудования при условии реализации техники со скидкой. Мера, конечно, новая, и многие заводы еще с опаской смотрят на нее или не понимают, как она работает. Не до всех потребителей дошла информация, что такая субсидия есть. Да и сама отработка выплаты субсидии занимает время. Закладываемые субсидии должны быть долгосрочными, как минимум до 2025 года. Это даст российским производителям экономический стимул развивать машиностроение».

Кроме того, отмечает Евгений Корчевой, государство готово рассмотреть вопрос компенсации части затрат на НИОКР для предприятий пищевого машиностроения (мера уже действует в некоторых отраслях), а также предоставить льготное заемное финансирование через Фонд развития промышленности.

«У нас есть Фонд развития промышленности, который готов под пять процентов годовых в рублях поддерживать такие проекты и предоставлять пятилетние займы. Есть и другие меры поддержки, например заем под один процент годовых на уплату части аванса за оборудование, взятое в лизинг, по программе “Лизинговые проекты” или субсидирование части затрат на производство и реализацию потребителям пилотных партий машин», — рассказывает Евгений Корчевой.

Внутренняя торговля пищевым оборудованием в России 20-06.jpg
Внутренняя торговля пищевым оборудованием в России
Крупнейшие экспортные рынки российского пищевого оборудования 20-07.jpg
Крупнейшие экспортные рынки российского пищевого оборудования
 20-08.jpg

Состоится ли?

И все же путь российского пищевого машиностроения к описанному Минпромторгом «светлому будущему» нельзя считать легким променадом по ковровой дорожке.

Некоторые из факторов, заложенных в стратегию развития отрасли как основания для роста, явно хромают на обе ноги. Например, министерство видит важным драйвером роста спроса на пищевое оборудование развитие в России общественного питания. Стратегия приводит следующие цифры: в России расходы на питание составляют 11%, в то время как в США — 47%, а в Канаде — 39%. При этом игнорируется как сложившаяся культура питания, так и банальная разница между этими странами по уровню благосостояния.

Ведомство возлагает надежды на прогнозируемый рост реальных зарплат. Но при этом, по данным Росстата, реальные денежные доходы населения падают уже четвертый год подряд: в 2014 году — на 0,5%, в 2015-м — на 4,1%, в 2016-м — на 5,6%. И по итогам первого полугодия этого года реальные денежные доходы населения снизились на 1,4% — несмотря на рост ВВП и прирост реальных зарплат на 4,6%. То есть ввиду огромного числа получателей пенсий и самозанятых в России реальные доходы населения и зарплаты прямо не коррелируют.

Прямую угрозу отечественному пищевому машиностроению, как честно признает и сам Минпромторг, представляет открытая конкурентная среда. В России низкий уровень таможенно-тарифной защиты рынка: импортные пошлины на комплектующие составляют до десяти процентов таможенной стоимости, многие виды оборудования вообще освобождены от уплаты ввозных пошлин. Как будет нейтрализована эта угроза, стратегией не разъясняется.

В то же время не все так плохо. Представители отраслевой ассоциации «Росспецмаш» высоко оценивают и предлагаемые государством меры поддержки пищевого машиностроения, в частности 15-процентную субсидию на продукцию (по итогам этого года должно быть роздан миллиард рублей субсидий). В ассоциации указывают, что свою эффективность этот механизм уже продемонстрировал в отрасли сельхозмашиностроения, где в последние годы неизменно растут объемы производства и поставок на внешний рынок. По словам главы «Росспецмаша» Константина Бабкина, при системной государственной поддержке они могут вырасти уже к 2025 году более чем в три раза, что позволит завоевать половину внутреннего рынка.

«Конечно, есть скептики, которые не верят в такое развитие событий. Но еще несколько лет назад немногие могли предположить, что производители сельхозтехники достигнут таких успехов. И это только начало пути», — считает Бабкин.