Репетиция краха

22 января 2018, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Торговый день 17 января проверил на прочность нервы всех обладателей криптовалют: уверенно снижавшиеся несколько дней котировки этих инструментов в прошлую среду вошли в пике, рухнув более чем на 20%. Курс биткойна в течение торгового дня нырял под 10 тыс. долларов — еще месяц назад главная криптовалюта стоила вдвое дороже. Однако отметка 10 тыс. оказалась мощным уровнем поддержки — уже на следующей день котировки биткойна, а вслед за ним и других альткойнов, продемонстрировали энергичный отскок. Похоже, время пить шампанское для криптоскептиков еще не настало — структура рынка биткойна подразумевает его хорошую управляемость на значительных углах атаки.

В ходе торгов 17 января биткойн нырял ниже 10 тыс. долл., это двукратное ослабление к курсу месячной давности 04-01.jpg
В ходе торгов 17 января биткойн нырял ниже 10 тыс. долл., это двукратное ослабление к курсу месячной давности

Последний раз котировки биткойна проваливались ниже 10 тыс. долларов 1 декабря прошлого года, а середина декабря ознаменовалась заоблачной вершиной — историческим максимумом 19 511 долларов 18 декабря, притом что в ходе торгового дня курс главной криптовалюты не раз зашкаливал за «две десятки». Так рынок отреагировал на запуск торгов фьючерсами на биткойн на двух главных американских фьючерсных биржах в Чикаго.

Но затем дела у главного божества криптохайпа не заладились — не монотонно, с существенным отскоком, но котировки двигались в нисходящем тренде, ставшем с начала прошлой недели похожим на неконтролируемый обвал (см. график). В итоге за минувший месяц биткойн «похудел» по отношению к фиатной валюте США ровно вдвое, а капитализация фронт-криптокарренси получила чувствительную оплеуху — вычет в размере 140 млрд долларов. Собратья по семейству — эфир, риппл и десятки других криптовалют — вели себя аналогично.

Сиюминутной причиной распродажи биткойнов стала фрустрация южнокорейских денежных властей. Глава финансового мегарегулятора, председатель Комиссии по финансовым услугам Чхве Джон-ку, отвечая на вопросы парламентариев на заседании Национального собрания страны, заявил: «Правительство начало обсуждать возможность закрытия криптовалютных бирж или, по крайней мере, закрытия только тех, что вовлечены в незаконную деятельность». Это весьма расплывчатое высказывание, появившееся на ленте Reuters, взорвало криптомир. Дело в том, что Южная Корея занимает третье место в мире по обороту криптовалют (после Японии и США), а хайп в стране имеет такую мощность, что наблюдается премия (доходящая до 30%!) в котировках биткойна на корейских биржах относительно уровня цен криптоплощадок других стран. Ранее корейские власти запретили ICO, последовав примеру Китая, а также заявили о своих планах ввести налогообложение прибыли от операций с криптовалютами.

Падение курса проходило на больших объемах торгов: 15 декабря сменили владельцев 400 тыс. биткойнов, это свыше 2,3% добытых к настоящему времени 17 млн монет — из алгоритмически предопределенного потолка в 21 млн, который будет намайнен, по имеющимся сегодня оценкам, к 2040 году. Это довольно много, учитывая низкую в сравнении с фиатными финансовыми инструментами ликвидность криптоденег. Так, годовой вторичный оборот биткойна оценивается всего в миллиард долларов (для сравнения: суммарный оборот транзакций, обслуживаемый платежной системой Visa за год, превышает 6,5 трлн долларов).

Несмотря на столь заметные колебания курса, у биткойна есть все шансы сохранить инвестиционное лицо (хоть и изрядно помятое). Дело в том, что половина всех добытых биткойнов мира находится в портфелях менее тысячи крупнейших игроков, а почти две трети биткойнов никогда не участвуют в каких-либо транзакциях. Но если бы владение этим финансовым инструментом было распределено среди широчайшего круга инвесторов, причем так, что каждый из них не был бы способен оказывать заметное влияние на курс, то движение котировок биткойна за последнюю неделю и месяц стало бы однозначный приговором этому рыночному инструменту.

И пусть некоторая трудно верифицируемая часть этих монет вообще никогда не сможет попасть на рынок, будучи хакнутой, именно эта подводная часть криптоайсберга определит его судьбу. Пока это «спящие» криптоденьги. Кто их владельцы и каков их стратегический замысел, остается только гадать.