Владимир Путин выстрелил предвыборными тезисами под занавес президентской кампании, совместив элементы своей программы с Посланием Федеральному собранию. Посыл получился невероятно мощным и наверняка добавит голосов фавориту избирательной гонки. В активе семерых соперников президента — несколько недель разъездов, выступлений и агитационных программ. В итоге, как свидетельствует социология, разве что двоих политиков можно условно назвать конкурентами Путина.
Пятикратный
Ветеран российских электоральных сражений Владимир Жириновский как всегда лидирует по зрелищности предвыборной агитации. Наблюдают за ней 45% опрошенных фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Политик никогда не обманывает зрителя, совмещая содержательную часть программы с элементами шоу.
Как всегда хватает популизма: возвратить под русские знамена все утерянные территории, снизить цены на продукты и лекарства, вернуть массовый спорт, начав с шахмат и футбола, создать министерство по демографии и бесплатно лечить бесплодие, а за наглые выходки на дорогах — конфисковывать автомобиль и высылать водителя-хама на поселение за триста километров от дома… Но есть и призывы, на которые нельзя не обратить внимание: правительство и Центробанк — под контроль Государственной думы, обновить весь судейский корпус, запретить банкам давать кредит под залог единственного жилья, заменить систему долевого строительства на более надежную: государство само строит, эксплуатирует и продает гражданам жилье. Возродился после многолетнего перерыва призыв провести административно-территориальную реформу, сократив количество субъектов Федерации до тридцати губерний.
В экономической программе Жириновского выделяется требование ненасильственного пересмотра итогов приватизации, списание не менее половины долгов крестьянским хозяйствам и фермерам, национализация производства алкоголя, табака, сахара, а вместе с ним и торговых сетей.
Симптоматично модернизировал Владимир Вольфович лозунг своей прежней кампании «Мы за бедных, мы за русских» в нынешний «Россия, ее природа и демократия — для всех: для русских и других народов страны». Однако среди многочисленных городов и весей, которые с агитационной целью посетил Жириновский (региональные столицы Центральной России, Поволжье, Урал, Северо-Запад, сибирские города-гиганты), национальных автономий практически нет. Лидер ЛДПР особенное внимание уделил встречам с молодежью, со студентами региональных вузов распевал хором «С чего начинается Родина» и дарил «мастер-класс по выбору жены».
«Моя главная цель — благополучие всех граждан, экономический подъем и рост населения» — основная декларация Жириновского в нынешнюю избирательную страду. Задача-минимум — популяризация ЛДПР в молодежной среде и второе место в президентской гонке, впереди коммуниста Грудинина.
Коммунисты — беспокойные сердца
О Павле Грудинине 17% россиян узнали, лишь когда его выдвинули, 14% слышали о нем и раньше. Тем не менее новичок в большой политике сумел сходу нарастить свой рейтинг почти до 8% (правда, затем он опустился до 7,1% на 4 марта, говорит ВЦИОМ). Это вполовину меньше показателей КПРФ, что свидетельствует о неприятии кандидата частью традиционного коммунистического электората. Некоторые региональные ячейки Компартии так и вовсе саботируют кампанию. А ряд региональных исследований показывает, что ядерный избиратель Компартии проголосует за кандидата от КПРФ с полной уверенностью, что партия снова выставила Зюганова.
Несмотря на популярный в народе левый популизм, Грудинину не удалось собрать под свои знамена и сторонний электорат. Вероятно, сыграли роль многочисленные скандалы. Даже трудно вспомнить, в какой избирательной кампании кандидат в президенты сталкивался с таким потоком доказанного компромата, как в случае с Грудининым: многочисленные счета в иностранных банках, зарубежная недвижимость, конфликтные ситуации со многими бывшими работниками Совхоза имени Ленина — главного агитпродукта Грудинина, образца социалистического хозяйствования в условиях российского капитализма.
В «20 шагах» предвыборной программы кандидат от КПРФ требует совершить «крутой поворот от олигархического капитализма к социальному государству», то есть национализировать стратегически важные и системообразующие отрасли промышленности, электроэнергетику, железные дороги, системы связи, ведущие банки. Объявить госмонополию на производство и оптовую продажу этилового спирта. Коммунисты обещают избавить российскую экономику от тотальной долларовой зависимости, снизить банковский процент, довести долю обрабатывающей промышленности с нынешних 15–20 до 70–80%, выйти из ВТО. В госстроительстве КПРФ требует подконтрольности и подотчетности президента парламенту, упрощения процедуры его импичмента, создания Высшего государственного совета.
В избирательной кампании Грудинин активно задействовал доверенных лиц, среди которых такие сильные ораторы и пропагандисты, как Юрий Болдырев, Сергей Удальцов и Максим Шевченко. Но сам кандидат в президенты значительной активностью не отличался. По стране ездил не в пример меньше Жириновского. Побывал на сельскохозяйственных предприятиях в Иркутске, на Усольском свинокомплексе — одном из спонсоров своей избирательной кампании. Посетил АвтоВАЗ в Тольятти. В остальных точках маршрута: Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Уфе, Краснодаре, Барнауле — встречался в основном с немолодыми горожанами. Зато развернул бурную медийную кампанию в Москве. Активно светился на телеканале «Дождь» и радиостанции «Эхо Москвы».
Другие представители левого фланга такого внимания либеральных СМИ не удостоились. Может, потому, что Сергея Бабурина и Максима Сурайкина считают «спойлерами» коммунистов, призванными оттянуть на себя часть электората. Бабурин — несистемных патриотов и афганцев, Сурайкин — радикальных сталинистов. Правда, судя по опросам, совместными усилиями они привлекли лишь полпроцента избирателей.
Соответственно избирательные кампании этих кандидатов идут как-то неэнергично. Программа Бабурина: пересмотр итогов приватизации, прогрессивное налогообложение, индексация пенсий, детям — семейный капитал, молодежи — отмена ЕГЭ и восстановление профессионально-технического образования. Экономический эксклюзив — учреждение Государственного банка России и упразднение «филиала Международного валютного фонда» в виде Центрального банка России. Кооперация — совмещение соборного сознания с идеей частной собственности. В Крыму — свободные экономические зоны. И как венец, антикризисное коалиционное правительство народного доверия.
Бабурин посетил родной Омск, Волгоград (в отчетах фигурировало название Сталинград), Тюмень, Вязьму — и улетел в Белград на встречу с сербским политиком-националистом Воиславом Шешелем.
Сурайкин сразу после выдвижения объявил, что он не президент всех россиян, а «президент только трудящихся классов, классовый президент, президент бедных против богатых». В случае своего избрания он реализует разработанную партией «Коммунисты России» программу первоочередных мер «Десять сталинских ударов по капитализму и американскому империализму». В их числе возвращение страны на путь социализма, восстановление снизу доверху власти Советов, возрождение СССР. Сурайкин сформирует Советское правительство, примет новую конституцию на основе конституций 1936 и 1977 годов, обнулит процентную ставку рефинансирования и приостановит деятельность всех коммерческих банков. Обязательно ликвидирует РЖД, но восстановит ЗИЛ и АЗЛК. С такой программой Сурайкин посетил Барнаул, Бийск, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Киров. И съездил за границу — в Цхинвал.
Яблочный спас
Григорий Явлинский за границы России не выезжал, зато немало поездил по стране: Пермь, Красноярский край, Санкт-Петербург, Саратов, Ростов-на-Дону, Самара, Псков, Великий Новгород, Рязань, Владимир, Томск, Казань, Екатеринбург… Всюду встречи в основном с интеллигенцией, преимущественно технической.
Основное внимание в его программе уделено экономике, социальной сфере и международным проблемам. Явлинский предлагает направлять дивиденды от госкомпаний и госкорпораций в Пенсионный фонд РФ, прекратить оптимизацию социальной сферы в регионах, восстановить ликвидированные рабочие места для бюджетников. Повысить расходы на образование и здравоохранение, культуру и массовый спорт с 7,9 до 17% за счет отказа от дорогостоящих мегапроектов и снижения расходов на вооружение, силовиков и госуправление с 38,7 до 28,4%. Наконец, перераспределить налоговые доходы между федеральным правительством, регионами и муниципалитетами в равной пропорции: по 33%.
Из других «яблочных» новаций — законы о базовом доходе граждан, который формируется из части средств, полученных от экспорта природных ресурсов; об отмене НДС для машиностроения и высокотехнологичных отраслей сроком на три года; введении моратория на шесть лет на любое повышение налогов, кроме налога на добычу полезных ископаемых и акцизов на водку и табак.
Однако все рацпредложения «топит» прозападный характер планируемой внешней политики. Явлинский предлагает инициировать созыв международной конференции по статусу Крыма. Но перед этим непременно «вывести все подразделения российских Вооруженных сил из Донбасса и немедленно прекратить военную, финансовую, дипломатическую и иную поддержку сепаратистских сил и движений на Украине». А также отказаться от политики ограниченного суверенитета в отношении иностранных государств, в том числе Украины и других стран, ранее входивших в состав СССР. Одновременно Явлинский призывает проявить политическую волю и реальную готовность к нормализации дипломатических, экономических и военных отношений с Европейским союзом, США и их союзниками. Будто это только от российской стороны зависит.
А что Титов?
«Мы та самая конструктивная оппозиция с реальной повесткой дня, об отсутствии которой недавно сожалел глава государства, — говорится в Программе Роста, с которой Борис Титов борется за президентство. — Мы хотим изменить Россию мирным, эволюционным и цивилизованным образом, избежав рисков неумного охранительства, с одной стороны, и анархической вседозволенности — с другой».
Партия Роста выдвигает программу преобразований, с которой можно не соглашаться, но нельзя отказать ей в целостности. Основополагающие ценности этой программы: священное право собственности, верховенство закона и рыночная экономика как основы материального существования общества.
В стране, где слово «либерализм» приравнено к ненормативной лексике, «ростовцы» дают принципиально важное разъяснение своей позиции: «Социальный, левый либерализм ищет справедливые способы распределения ресурсов государства. Его позиции сильны в ситуации процветания: когда есть что распределять. Правый либерализм всегда в первую очередь думает о том, как производить. Его востребованность и роль усиливаются в кризисных обстоятельствах, когда надо перезапустить экономический механизм. А перезапускать его в России сегодня необходимо».
Что надо реформировать? «Экономическая политика правительства сосредоточена на единственной задаче — защите интересов федерального бюджета, то есть себя. Любой ценой, даже ценой торможения экономики, падения уровня жизни населения. В стране стало невыгодно и небезопасно производить. Невыгодно — из-за высоких процентов по кредитам, высоких тарифов и налогов, небезопасно — из-за сильного административного и уголовного прессинга. Половина экономики — в тени. Нынешние проблемы не результат случайных ошибок или обстоятельств. Это и есть суть нашей экономической системы».
Какую альтернативу предлагает Борис Титов? Снизить проценты по кредитам для производства и населения. ЦБ должен держать ставку на уровне, выгодном не государству, а людям и бизнесу. Предложить людям недорогую, под 5%, ипотеку. Поставить под контроль тарифы естественных монополий. Перенастроить налоговую систему на рост, а не на вытаскивание из экономики последних денег. Только повысив эффективность управления государственными финансами, казначейство может сэкономить 700 млрд рублей, подсчитали в команде Титова. А еще деньги, которые ЦБ тратит на спасение проворовавшихся банков (в 2015–2017 годах — почти семь триллионов рублей), направить на кредиты экономике, в социальный сектор, на возрождение сельхозкооперации.
Махачкала, Ульяновск, Самара, Санкт-Петербург, Воронеж, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Казань, Челябинск, Екатеринбург, Пятигорск — только Жириновский ездил по стране чаще Титова. Главная аудитория — предприниматели. Побывал Титов и в Лондоне, где в должности уполномоченного по защите прав предпринимателей встретился с уехавшими из страны бизнесменами. На встречу пришли около 40 человек. Среди них основатель «Евросети» Евгений Чичваркин, бывший владелец банка «Траст» Илья Юров, совладелец холдинга «Марта» Георгий Трефилов, бывший вице-президент «Роснефти» Анатолий Локтионов, сооснователь компании Mr. Doors Максим Валецкий. Титов агитировал присутствующих вернуться, обещал добиться прекращения безосновательных преследований. Список согласившихся Титов передал Владимиру Путину.
Рекордсменка
Ксения Собчак — абсолютный рекордсмен по антирейтингу. По данным ФОМа, 91% избирателей не проголосуют за Собчак ни при каких условиях. На том можно было бы и закончить, если бы не одно важное обстоятельство: ни один кандидат не был так обласкан вниманием федеральных СМИ, как Ксения Анатольевна. Собчак единственная из кандидатов участвует в программе «Познер» на Первом канале — в самом престижном разговорном формате главного телеканала страны. Под Собчак устроили длительную «дискуссию» в ток-шоу «Время покажет». Но медиаактивность не помогла, как и частые поездки по стране. Мурманск, Североморск, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Тверь, Омск, Томск, Новосибирск, Калининград, Ингушетия, Чечня, Владимир — практически всюду предвыборные мероприятия сводились к торжественному открытию регионального избирательного штаба. Засветилась Собчак также в Лондоне и Вашингтоне на «молитвенном завтраке». Затраченные деньги и усилия привели к росту узнаваемости политика, и без того, к слову, высокой, но никак не повлияли на симпатии россиян.