На фасаде здания, расположенного в самом центре Москвы, на углу Малой Бронной и Спиридоньевского переулка, видна надпись большими буквами, сохранившаяся еще с советских времен: «Аптека». Под ней, если присмотреться, можно увидеть другую надпись на входной двери: Mapteka.Shop, а ниже — Ginza Project. Новая аптека на старом месте под названием «Маптека» открылась чуть меньше года назад, но уже привлекла внимание не только местных жителей — сюда приезжают из других районов Москвы. Зачем и почему? Просто в «Маптеке» представлен не только очень широкий ассортимент базовых для современной аптеки товаров, но и много оригинальных и редко встречающихся продуктов. Открыли новую аптеку дизайнер, владелица бюро Megre Interiors Юна Мегре и ее супруг Дмитрий Сергеев, совладелец ресторанного холдинга Ginza Project.
Подход к ассортименту стал главной отличительной особенностью новой аптеки — ничто в ней не говорит о болезнях и разного рода недугах, тут нет привычного аптечного аромата, лекарства не бросаются в глаза. Внимание привлекают прилавки с продуктами, которые призваны помогать человеку в поддержании здорового образа жизни и позитивного настроения, дают ему ощущение благополучия. О том, как создавался такой формат, «Эксперту» рассказала Юна Мегре.
— Как можно узнать из СМИ, за помещение, где расположена «Маптека», долгие годы шла борьба между рестораторами, все-таки Патриаршие пруды — место очень популярное. Как вам удалось его заполучить?
— Помещение долгое время принадлежало городу, здесь еще с советских времен располагалась аптека. Несколько лет назад столичные власти выставили его на торги, было много претендентов. В результате помещение купил человек, который хотел сдавать его в аренду, но, пообщавшись с сотрудниками аптеки, выяснил, что самому молодому из них осталось три года до пенсии. И он оставил аптеку на эти три года, а потом ее закрыл — она не приносила никакого дохода и даже была убыточной. Поднялась буча, в ходе которой действительность была искажена до версии, что аптеку якобы закрыл очередной инвестор-перестройщик, решивший сдавать эту площадь в аренду. Помещение пару лет пустовало, а тем временем за аренду в нем шла борьба между рестораторами и бутиками. Инвестор аккуратно выбирал арендатора и отдал помещение ресторатору Илье Тютенкову. Илья искал партнера, мы с мужем об этом узнали и вошли в партнерство, предложили делать здесь аптеку, но Илья отказался и отдал площадь нам.
— Ваш супруг тоже известный ресторатор, логично было бы открыть здесь очередной ресторан. Почему же аптека?
— Просто мы решили, что неправильно там делать что-то, кроме аптеки, — в Москве так привыкли все разрушать… Аптека, конечно, вообще не наш бизнес, но мы очень многое знаем про сервисный бизнес и новой работы не боимся. Нашли людей и открыли аптеку за четыре месяца.
— Что было самым сложным при открытии?
— Поставщики и персонал. Очень многое зависит от поставщиков: чтобы товар поставляли вовремя, в нужном количестве, и широкий ассортимент, и уникальный товар, нужны репутация и доверие. Сначала поставщики не понимали, кто мы такие и откуда взялись. Но когда продажи пошли, рынок поставщиков нас хорошо принял, и мы отобрали самых лучших.
— А какие трудности были с персоналом?
— У нас несколько кругов персонала сменилось, пока мы отобрали тех, кто будет улыбаться и общаться, кто будет внимателен и сможет запоминать людей, хотя это не принято вообще на аптечном рынке. Нужно уметь интересоваться, когда это уместно, как у человека проходит день, но не так, чтобы он подумал, что лезут в его жизнь. Из первоначальной команды остались один-два человека. Мы долго разъясняли персоналу, почему нужна улыбка и как отвечать на телефонные звонки. Для многих было непривычно улыбаться, но потом они, видя реакцию покупателей, уже сами стали вести себя дружелюбнее. Еще нам повезло, что наши специалисты умеют очень хорошо разъяснять особенности продуктов и их применение. Люди всех возрастов часто приходят в аптеку как к врачу, рассказывают о симптомах, просят помочь выбрать лекарство. Я знаю, что часто наши консультанты отговаривают людей покупать тот или иной препарат — зачем человеку принимать лишнее лекарство?
— Что такое «Маптека»? Что это за формат и чем он отличается от любой другой московской аптеки?
— Как бы аптечные сети ни старались стать ближе к покупателю через разные товары и услуги, они все равно «про болезнь». А мы хотели создать пространство, в котором есть всё. Это такой американский формат в миниатюре, просто в США огромные аптечные сети, в которых широкий ассортимент нетрадиционных для нас товаров, там можно вполне найти, например, алкоголь. Лекарственный отдел в таких магазинах занимает процентов пятнадцать площади. Но это другой перекос, для нас была интересна идея мультиформатности и то, что человек приходит не за лекарствами, а за товарами, связанными с его благополучием. Поэтому у нас два зала. Сначала покупатель попадает в первый, где косметика, продукты питания, средства по уходу за домом, товары для детей. Здесь же киоск травника, где двести пятьдесят разновидностей трав. У нас очень много трав, и они продаются на развес, люди с другого конца Москвы едут к нам за травами. Травник у нас хороший, поможет собрать именно такой сбор, какой нужен человеку. Рядом киоск с кофейной машиной, который появился благодаря тому, что покупатели стали просить травника заварить чай, а потом и кофе. В итоге, когда запросов на услугу стало больше тридцати в день, решили открыть киоск под кофе навынос. Во втором зале, том, что подальше, — лекарственные препараты. То, что находится на полках, — окололекарственные средства, а все лекарства дает фармацевт. Так сделано, чтобы люди не брали все подряд, пусть посетитель спросит специалиста и обсудит лекарство, купит подходящий ему препарат в правильной дозировке.
— В «Маптеке» можно найти все что угодно: тут пиявки, расчески, спонжи для макияжа и даже колготки. Почему ассортимент такой разрозненный?
— Я все делаю исходя из запросов потребителя. Например, колготки — почему они у нас продаются? Я давно работаю на Патриках и несколько раз оказывалась в ситуации, когда у тебя рвется чулок. И я понимаю, что где-то поблизости этого товара нет, за колготками нужно ехать до Тверской или в ЦУМ — это очень неудобно. А на Патриках куча ресторанов, куда девушки часто ходят в юбках и платьях. Я настаивала, и мы добились, чтобы у нас продавались колготки фирмы Falke, потому что они высокого качества, я сама их ношу. Мы выискиваем в России, Европе и Америке, везде, где бываем, какие-то интересные вещи. Искали товары, популярные у девушек в онлайн-формате, а в офлайне не представленные, например корейскую косметику. У многих марок предвзятое отношение к аптекам, не все соглашаются тут продаваться. У нас много косметических брендов, которые впервые стоят в аптечном формате. Для косметических брендов это непрестижная история, опять же из-за «аромата» болезни, с которым покупатель обычно связывает аптеку.
— Как изменился ассортимент за год работы?
— Ассортимент, который был при открытии, и тот, что в «Маптеке» сейчас, — совсем разные. Традиционно аптека раскручивается за два — два с половиной года, а ее ассортимент формируется за шесть-девять месяцев. Наши гости привыкли, что у нас все время появляется что-то странненькое и новенькое, и ввязываются в эту авантюру вместе с нами. Мы смотрим на статистику, что люди берут, что нет. Оба зала ведут журналы, в которых записывают запросы.
— Сколько нужно сделать запросов, чтобы товар появился на полке?
— Иногда хватает одного запроса, причем, если человек спросил о товаре, мы предлагаем его заказать на другой день. Чаще всего люди соглашаются на это.
— А по закупкам нет ограничений?
— Можно купить даже одну упаковку. У нас есть крупные поставщики, и набирается заказ за день из разных товаров. Товар привозят ежедневно.
— А чего вам не хватает сейчас?
— Мне бы хотелось продавать больше БАДов и витаминов, но в России очень ограниченная линейка таких товаров — только те, которые сертифицированы. Есть много продуктов, которые в России продавать нельзя, хотя они классные.
— Сотрудничаете ли вы напрямую с производителем? Чем это хорошо и чем плохо?
— Напрямую с производителями работаем часто. В мире очень много брендов, которые не массовые, не известные, но очень эффективные и качественные. Часто это маленькие компании, они работают с небольшими объемами, которые продаются очень быстро, поэтому нет смысла добавлять химию в продукт.
— Вы часто при закупке товара ориентируетесь на собственный опыт. А в самом товаре на что смотрите — на состав, срок годности, известность?
— Я обращаю внимание на натуральность. Не люблю красители и отдушки — чем более натуральный продукт, тем лучше. За исключением тех вещей, которые люди у нас хотят видеть и любят их, я выбираю натуральные товары и продукты. Мы хотим продвигать хорошее. У нас есть марки, которые еще малоизвестны в России, но в мире их отлично знают люди, которые в этом разбираются.
— А вас не беспокоит, что эти марки как раз у нас неизвестны и спроса на них не будет?
— Нет, потому что статистика сейчас говорит об обратном: если с людьми работает хороший консультант, но ничего не навязывает, то человеку может быть интересен новый товар. Нет ничего плохого, если человеку посоветуют товар без химии, а не то, что он обычно привык покупать. Например, человек пришел за мылом Dove, в котором много отдушек, а наш консультант предлагает мыло по той же цене, но с другим содержанием, лучше. У нас нет цели навязать дорогой товар.
— Натуральное всегда дороже?
— Не факт. Есть, например, ибупрофен и нурофен. Это абсолютно одинаковые лекарства, нурофен дороже, но все его покупают. При этом провизоры в России и за рубежом предлагают ибупрофен, но люди все равно покупают нурофен.
— Такое впечатление, что расположение товаров на определенных полках у вас не случайно…
— Да, мы продумывали, куда поставить каждый товар. Например, у нас большая линейка товаров для мужчин, в частности косметики. Мы специально поставили ее у входа, чтобы мужчина долго не искал, зашел и сразу понял, где товар для него. И поближе к кассе эти товары расположили тоже неспроста — у кассы есть сотрудник, а мужчине нужна помощь, чтобы выбрать то, что ему нужно, мужчина не может долго стоять и смотреть на упаковку.
— Какие товары самые популярные?
— Очень хорошо продаются разные маски для лица, продукты для вегетарианцев.
— Тот факт, что вы находитесь в самом центре модной тусовки, куда часто приходит «золотая молодежь» и известная публика, как-то склоняет к представлению на полках более дорогих брендов?
— Патриаршие пруды — это место, где достаточно много обеспеченной публики, поэтому «Маптека» с дорогими брендами здесь уместна. С другой стороны, у нас есть ряд совсем недорогих брендов, потому что мы понимаем: среди наших покупателей есть и те, кого интересует недорогая продукция. Я делала «Маптеку» для Патриарших гламурных, пенсионерских, семейных, просто Патриаршие пруды — очень разные. У нас на многие позиции цены значительно ниже, чем у соседей, на меня обиделись местные барбершопы и салоны, потому что у меня стоят мужские бренды по цене вдвое ниже, чем у них. Правда, за год мы были вынуждены пересмотреть цены на некоторые позиции, подняли их на пятнадцать процентов.
— Что выгоднее всего продавать?
— Не лекарства. Большинство аптек арендует помещение у города по субсидированной ставке, иначе они вообще не выживут с максимальной наценкой 34 процента и высокой арендой. Потому аптеки исторически продают косметику и сопутствующие товары. Это позволяет заработать.
— Насколько велики инвестиции в проект и на какую прибыльность можно рассчитывать?
— Первоначальные инвестиции составили 24 миллиона рублей, включая первичную закупку товара. Самая затратная часть — аренда: 1,2 миллиона рублей в месяц за сто «квадратов» площади. Это стандартная и даже не завышенная стоимость аренды на Патриарших прудах. Мы с самого начала понимали, что это проект не для того, чтобы заработать, хорошо бы выходить в ноль при такой стоимости аренды. Средний чек по залу косметики — две с половиной тысячи рублей, по залу лекарств — тысяча двести рублей (по данным рейтинга аптечных сетей издания «Фармацевтический вестник», № 24, средний чек в магазинах московских аптечных сетей в первом полугодии 2017 года составил от 400 до 700 рублей. Самый большой средний чек — 1440 рублей — только в сети «Самсон-Фарма», которая продает много редких лекарств и сопутствующих товаров. — «Эксперт»).
— На входной двери указано, что вы работаете круглосуточно. Почему так? Неужели и ночью люди приходят за нурофеном или ковриком для фитнеса?
— Для меня это вопрос принципиальный. Хотя меня отговаривали, ведь работать двадцать четыре часа в сутки — большая финансовая нагрузка. Тут опять отсылка к личной истории: я несколько раз оказывалась на Патриарших ночью, когда все рестораны уже закрыты. Это неприятно, улицы абсолютно пустые, темные, и я хотела создать место, которое будет все время светиться. Ночью всегда можно отправиться к нам в тапочках за аспирином или зайти, чтобы скрыться от человека, показавшегося подозрительным.
— Как о вас узнают покупатели? Даете рекламу?
— Наши покупатели — случайные прохожие, те, кто нас советует своим друзьям, кто ищет аптеку в нашем районе или определенный товар. Прямой рекламы у нас нет, но мы активны в инстаграме, там есть даже специальная рубрика — к нам приходят известные блогеры и рассказывают о своих любимых продуктах. Приходила Саша Новикова (основательница сайта о здоровом образе жизни How To Green, дочь ресторатора Аркадия Новикова. — «Эксперт») и написала, увидев у нас веганский шоколад, что это редкость. После этого мы не успевали такой шоколад заказывать — он просто улетал.
— Каковы планы на ближайший год?
— К лету собираемся сами сделать новую линейку соков, порядка трех десятков разных рецептов. Мы вместе с диетологами и фармацевтами разработали такие, где есть биологически активные добавки — спирулина, например. Все эти рецепты будут работать на определенные задачи. Для производства соков из техники нужен лишь блендер. У нас все эти добавки продаются, но мы хотим показать, как их можно использовать, чтобы люди могли самостоятельно делать такие соки дома.