Не бойцы

19 марта 2018, 00:00

Среднегодовое значение кредитов нефинансовым компаниям по отношению к ВВП в 2017 году снизилось, причем это происходит уже второй год подряд, с 39,3 до 36%. «Какая экономика, такие и банки», — любят оправдываться банкиры. По крайней мере, в российской постсоветской истории банки никогда не авансировали экономический рост, а лишь следовали за ним, снимая самые жирные сливки.

Сжатие рублевого корпоративного кредита в нынешний кризис оказалось более глубоким и длительным, чем в 2008 - 2009 гг.  03-01.jpg
Сжатие рублевого корпоративного кредита в нынешний кризис оказалось более глубоким и длительным, чем в 2008 - 2009 гг.

Перелом от спада, затем стагнации к восстановительному росту в динамике рублевого корпоративного кредитования произошел лишь в середине прошлого года. Сжатие кредитования во время нынешнего кризиса оказалось более глубоким и продолжительным, чем в 2008–2009 годах. Мы идем с отставанием от «графика» прошлого кризиса примерно на год. При этом в реальном выражении рублевый корпоративный портфель недотягивает до предкризисного максимума (ноябрь 2014 года) более 5%.

Среди 20 крупнейших кредиторов бизнеса шесть госбанков, три квазигосбанка под управлением ФКБС, еще четыре — близкие к государству банки («Россия», ВБРР, СМП и Новикомбанк). Большинство этих банков, кроме санируемых, показывают двузначный прирост портфелей. За пределами первой двадцатки картина и вовсе безрадостная: медианный прирост портфеля по следующим 30 банкам — минус 8%, у 60% банков он отрицательный.

Подробнее об итогах работы банковской системы в 2017 году см. «Затянувшаяся чистка», стр. 59