Seabike — это новое устройство для плавания, эдакий водный велосипед. Пловец, вращая педали, приводит в движение гребной винт. Благодаря использованию при плавании ножных мышц и высокому КПД гребного винта любой неподготовленный человек может проплывать километровые дистанции со скоростью чемпиона мира по плаванию на открытой воде. По заверениям разработчиков, для того чтобы освоить Seabike, достаточно пяти-десяти минут. Лопасти винта велосипеда имеют возможность поворачиваться вокруг своей оси, изменяя таким образом настройку, которая называется «шаг винта». Каждый пользователь может выставить и запомнить наиболее комфортное для него положение лопастей, — от «легко и медленно» до «тяжело и быстро». Скорость вращения пропеллера, сделанного из пластика, невысока, поэтому устройство безопасно для окружающих.
Сфера применения водного велосипеда — рекреационный дайвинг с погружением на глубину до сорока метров. Seabike также пригоден для подводного плавания с трубкой и маской. Изделие не применяется в глубоководном, пещерном и подледном дайвинге, плавании в водорослях и на поверхности водоема.
Seabike работает в воде любой температуры и не требует особого ухода, но после использования в соленой воде его рекомендуется промыть пресной. Весит устройство 3,5 кг и складывается в сумку длиной 45 см.
От реки до океана
Seabike разработан ярославской компанией «Паритет-центр», у которой уже есть богатый опыт производства и экспортных продаж водного транспорта. Компания с 1997 года занимается созданием различных скоростных туристических судов на подводных крыльях — лодок и яхт. Хотя суда на подводных крыльях пользуются популярностью, в том числе за рубежом, в «Паритет-центре» стремятся создавать другие инновационные разработки и выводить их на мировой рынок. «Экспорт позволяет нам позиционировать себя как производителя качественной продукции, отвечающей мировым стандартам», — говорят в руководстве фирмы. Так в 2014 году в продуктовом портфеле «Паритет-центра» появились водные велосипеды.
«Идея пришла ко мне во время одной из многочисленных тренировок в бассейне, — признается идеолог, конструктор и совладелец “Паритет-центра” Алексей Лукьянов. — Обычно, после того как пловец отталкивается от стенки бассейна ногами и вытягивается в струнку, несколько секунд он буквально летит в воде, а потом вновь вынужден совершать малоэффективные, по сравнению с толчком, гребки руками и ногами. Но можно ведь отталкиваться от педалей, а они, через редуктор, от гребного винта! Вот такой режим и реализован в “сибайке” — пловец непрерывно будто отталкивается от упора. Отсюда и скорость, и эффективность».
Первая массовая партия водных велосипедов была выпущена в 2016 году, а в 2017-м начались экспортные поставки. При этом объем экспорта в компании не раскрывают; известно лишь, что производство, рассчитанное на выпуск двух тысяч велосипедов в месяц, к концу года было загружено на 25%. Большая часть произведенных «сибайков» была продана за рубеж.
Seabike пользуется популярностью везде, где есть морские туристические зоны, — это и Средиземное море, и Карибский бассейн, и Красное море, а также Тихий и Индийский океаны. Этому способствует как компактность и легкость водного велосипеда, так и невысокая цена — 17–20 тысяч рублей в зависимости от комплектации. Причем последнее качество —следствие первых двух, поскольку водный велосипед построен из не коррозирующих материалов — титана, полиамида, нержавеющей стали. Сами по себе они весьма дороги, поэтому чем компактнее и легче изделие, тем меньше расход таких материалов и ниже цена.
«Уникальность технических решений, защищенных патентными ведомствами многих стран, позволяет на сегодняшний день говорить об уникальности такого предложения, что, конечно же, служит конкурентным преимуществом и позволяет продавать наше изделие в любой точке земного шара», — заявляет Алексей Лукьянов. Действительно, за период с 2014 по 2017 год на Seabike была получена патентная защита в России, США, КНР, Германии, Франции, Италии, Испании, Греции, Турции и других странах. Продажи осуществляются через авторизованного дилера в Генуе, а также дистрибуторов в Германии, Франции, Нидерландах, Китае, Египте, на Украине и Мальдивах. Можно заказать велосипед и на официальном сайте Seabike, имеющем русскую и английскую версии. Производитель обещает доставку в любую точку мира, где работают транспортные компании или курьерские службы.
В ноябре этого года «Паритет-центр» покажет Seabike на крупнейшей выставке DEMA Show 2018 в Лас-Вегасе, посвященной оборудованию для плавания и дайвинга. Выход на американский рынок в компании считают ближайшей и самой важной целью в развитии проекта. При этом в США помимо патентной защиты необходима серьезная подготовка к выстраиванию отношений с потребителями. Это требует немалой юридической работы и, по словам Алексея Лукьянова, она близка к завершению. На вопрос, о какой именно работе идет речь, он отвечает так: «В США потребители любят судиться с производителями товаров. Мы выпускаем средство передвижения в воде. Вода — среда повышенной опасности для человека. Для человека, который не читал инструкцию, — тем более. Вот эти отношения с потребителем в США нам и надо выстраивать — писать подробную инструкцию о том, что “сибайк” не поможет переплыть Атлантику и прочее. На других рынках мы подобных предостережений от юристов не получали».
Спорт, спорт, спорт
Разработчики водного велосипеда рассчитывают позиционировать его не только как развлечение для туристов, но и как спортивный снаряд, в том числе организуя спортивные соревнования с использованием Seabike. «С повышением массовости занятия плаванием с нашим водным велосипедом неизбежно встанет вопрос о соревнованиях на открытой воде. В разработке такого спортивного направления “Паритет” видит генеральную линию развития и продвижения плавания с Seabike. Первые соревнования пройдут летом 2018 года в Ярославле, на Волге. — месте рождения и первых испытаний этого спортивного снаряда», — рассказывает Алексей Лукьянов.
По его словам, уровень подготовленности, тренированности пловца вместе с правильно настроенным «сибайком» позволяет добиваться очень высоких результатов на дистанциях, которые не по силам обычному человеку. Речь идет о расстояниях в 25–30 км. Если же сравнивать «сибайк» с другими спортивными «движителями», то прямых конкурентов у него нет, разве что электроскутер. Тут основное преимущество водного велосипеда — как минимум в десять раз меньшая стоимость. Еще один плюс — отсутствие аккумуляторов и прочих электрических элементов. «Сибайкер» освобожден от необходимости следить за состоянием батареи, производить ее зарядку и замену, так как велосипед приводится в движение механически. Про компактность и небольшой вес «сибайка» уже говорилось — это значительно облегчает его хранение и транспортировку.
Наконец, разработчики водного велосипеда любят подчеркивать его преимущество на длинных дистанциях перед ластами. Для подтверждения этого были проведены сравнительные соревнования на дистанции 500 м между пловцами-аквалангистами, один из которых использовал ласты, а другой — «сибайк». В одном заплыве измерялась скорость, а в другом — расход воздуха при одинаковой скорости, который указывает, кому плыть легче, а кому — тяжелее. Независимо от места, где проходили соревнования: Россия, Германия, Франция, Италия, — результат был один: скорость с «сибайком» в два раза выше, а потребление воздуха в два раза ниже. Участвовавший в тестах инструктор рыбинского дайвинг-клуба Дмитрий Сахаров считает преимущество Seabike неоспоримым: «Соревноваться с этим устройством довольно тяжело, а в ластах — вообще бессмысленно. Если речь идет о передвижении из точки А в точку Б под водой, то “сибайк” — очень классное устройство». Во время испытаний в Германии, в Тюрингии, с участием немецких ныряльщиков местный новостной портал MDR Thüringen подготовил сюжет о Seabike, в котором тоже были отмечены достоинства водного велосипеда из России.