Восстановление инвестиций: с паузами и не единым фронтом

9 апреля 2018, 00:00

В середине первого квартала возобновление инвестиционной активности приостановилось. Объем предложения инвестиционных товаров в феврале остался практически на уровне января, увеличившись к предыдущему месяцу лишь на 0,1% (со снятой сезонностью), подсчитал ЦМАКП.

Несмотря на февральскую паузу, общий повышательный тренд восстановительного роста инвестиционной активности сохраняется 03-01.jpg
Несмотря на февральскую паузу, общий повышательный тренд восстановительного роста инвестиционной активности сохраняется

Впрочем, есть все основания рассчитывать, что возникшая пауза будет недолгой. Дело в том, что февральское торможение, по всей видимости, связано с погодным фактором. Вернувшаяся к норме в конце января погода в европейской части России обусловила торможение разогнавшегося было ранее объема строительных работ. В то же время как импорт машин и оборудования, так и их производство для нужд внутреннего рынка в феврале продолжали расти.

«Никаких других осложняющих факторов, помимо погоды, пока не просматривается, — считает эксперт ЦМАКП Владимир Сальников. — Погода слегка подразогнала инвестиции в декабре–январе и притормозила их в феврале. А так тренд на восстановление инвестиций остается в силе».

Провал на острой фазе кризиса и последующее постепенное восстановление инвестиционной активности связаны с тем, что в разных секторах ситуация существенно различается, поделился деталями инвестиционного процесса Сальников. Особняком стоит добыча полезных ископаемых — это единственный сегмент экономики, который кризиса попросту «не заметил»: инвестиции здесь наращивались все последние годы и с 2013 года увеличились на треть (в том числе в 2017-м — на 9%). Однако инвестактивность здесь не слишком радует: дополнительные инвестиции в значительной мере обусловлены постепенным повышением капиталоемкости (в то время как долларовые доходы, как известно, заметно сократились). По итогам кризисных лет удалось нарастить инвестиции еще в нескольких секторах, но динамика год от года тут была не столь устойчивой. Прежде всего это химическая, а также лесобумажная промышленность. Здесь в последние годы идет импортозамещение (в хорошем смысле), опирающееся на модернизацию мощностей. Еще один сегмент, наращивающий инвестиции, — финансовая и страховая деятельность.

«На этом список хороших новостей исчерпан: по итогам последних лет в других отраслях инвестиции провалились», — поясняет Сальников. Особенно удручающая ситуация с инвестициями сложилась, по мнению эксперта: а) в сегментах, завязанных на инвестиционный спрос и при этом с ограниченными возможностями быстрого импортозамещения и экспорта (производство стройматериалов, автотранспорта, строительство); б) в образовании, где приоритет в последние годы сместился явно в сторону текущих расходов; в) в электроэнергетике, где ощущаются структурные перекосы инвестпроцесса последних лет, связанные с переинвестированием в электрогенерацию.

Кроме того, следует отметить слабо понижающиеся инвестиции в торговле, как следствие окончания бума развития новых форматов в предшествующий период, а также ускорение снижения инвестиций в металлургии, не просматривающей перспектив расширения не только из-за проблем со сбытом на внутреннем рынке, но и по причине торможения мировых рынков.