«Вы когда-нибудь пробовали оливковое масло с частичками настоящего золота? Мы начали производить такое масло специально для российских туристов. Русские любят роскошь, они тратят больше денег, чем другие, и приносят нашей туристической индустрии все больше доходов». Мы находимся в местечке Маргалеф, в 170 километрах на запад от Барселоны. Статный каталонец с окладистой бородой Хорди Риу, директор предприятия Priordei, держит в руках прозрачную бутылку с оливковым маслом. Резким движением он встряхивает сосуд, и в нем на солнце красиво вспыхивают тысячи мельчайших частиц золотой фольги. По словам каталонца, золото в оливковом масле — это не только красиво, но и полезно для здоровья. Масло с добавкой благородного металла стоит существенно дороже обычного (80 евро за бутылку), но пользуется высоким спросом, прежде всего у российских туристов, которое любят все красивое, необычное и не жалеют на это денег.
В наступающем летнем сезоне Каталония делает особую ставку на туристов из России. По словам Хавьера Эспаса, генерального директора агентства по туризму правительства Каталонии, по итогам прошлого года российские туристы показали самую высокую динамику прироста. В общей сложности Каталонию посетило почти 700 тыс. туристов из России — на 24% больше, чем годом ранее. Тем временем Германия, лидер по турпотоку в Каталонию, показала прирост меньше чем на 1%, Великобритания — на 5%, а французы и итальянцы и вовсе ушли в минус — соответственно на 2,4 и 0,2%.
По численности турпоток из России сейчас занимает пятое место в Каталонии, уступая Франции (4,4 млн), Великобритании (2,1 млн), Германия (1,5 млн) и Италии (1,1 млн). Однако по расходам на отдых российские туристы более щедры: в среднем каждый российский турист тратит в Каталонии рекордные 1500 евро, к тому же в среднем российский турист проводит в регионе больше времени, чем другие, — более десяти дней. Всего же в 2017 году российские путешественники оставили на курортах Каталонии 1,1 млрд евро — почти столько же, сколько потратили более многочисленные немцы (1,2 млрд), англичане (1,6 млрд) и больше, чем итальянцы (0,7 млрд).
Не Барселоной единой
Туризм играет важную роль в экономике Каталонии: его доля в ВВП региона составляет 11%, принося каждый год около 20 млрд евро совокупных доходов и обеспечивая более 900 тыс. рабочих мест. Прекрасные пляжи, красивые старинные города, горы, заповедники и национальные парки этой части Испании привлекают сюда ежегодно около 19 млн туристов, притом что население Каталонии составляет 7,5 млн человек.
Политическая нестабильность и усилившаяся борьба за независимость Каталонии от Испании поначалу пошатнуло туристический бизнес. Осенью прошлого года, в период пика волнений и демонстраций, наблюдался серьезный провал: например, туристов из Германии и Италии приехало примерно на 20% меньше. Однако позже ситуация не только выровнялась, но и улучшилась: прошлый год Каталония сумела закончить с приростом турпотока на 5%, достигнув показателя 19,046 млн туристов.
В наступившем сезоне власти Каталонии рассчитывают на дальнейший рост. Однако упор предполагается делать не на количественное увеличение, а на качественное. «Мы стремимся перебороть ситуацию, когда многие туристы приезжают всего на несколько дней, прежде всего в Барселону. Они селятся в недорогих отелях, тратят минимум денег в доступных кафе, — говорит Хавьер Эспаса. — Мы хотим переформатировать отдых в Каталонии и сделать его более премиальным. Мы стимулируем появление у нас более дорогих и комфортабельных отелей, стремимся развивать другие места для отдыха. Мы хотим донести для наших потенциальных гостей, что в Каталонии для отдыха есть не только Барселона и пляжи, но и другие привлекательные места».
Действительно, Каталония в представлении большинства — это «Барселона плюс пляж». Между тем сейчас в регионе активно развиваются новые привлекательные места для путешествий и отдыха. Здесь есть не только летний, но и зимний отдых, хорошие горнолыжные курорты, например Бакейра Берет, где горнолыжные трассы могут посоперничать с известными склонами соседней Андорры.
Неподалеку в горах находится большой национальный парк Айгуэс-Тортес, раскинувшийся на площади более 140 квадратных километров, где можно полюбоваться дикой горной природой, в том числе многочисленными — их более двухсот — горными озерами. Углубившись от побережья на 100 км, можно совершить путешествие в старинный город Льейда, где, например, стоит посетить величественный собор Сеу-Велья — одну из самых ранних христианских церквей, построенную в романском стиле с готическими сводами. Неподалеку высоко в горах затерялась деревушка Сиурана, которую называют «жемчужиной среди скал». Здесь интересно поплутать по узким мощеным улочкам, посмотреть средневековые замки, полюбоваться захватывающими видами.
Примечательно, что везде вы найдете высококачественный сервис — например, на Бакейра Берет много отелей имеют четыре и пять звезд и по качеству обслуживания не уступают, например, престижным горнолыжным курортам Франции. В городе Льейда можно поселиться, например, в элитном отеле Parador, переделанном из монастыря XVII века. Приятная неожиданность в горной деревушке Сиурана — наличие сразу нескольких роскошных ресторанов, причем некоторые из них имеют мишленовские звезды.
Помимо туристической инфраструктуры Каталония в последнее время успешно развивает индустрию производства товаров, популярных у туристов. Прежде всего это каталонские вина. Вина каталонского региона Приорат сейчас считаются вторыми по значимости в Испании после знаменитой Риохи. По словам представителей приоратского винодельческого предприятия Pere Ventura, их компания в прошлом году произвела 75 тыс. бутылок — на 20% больше, чем пять лет назад. «Развитие туризма в Каталонии очень помогает нам развивать производство. Растущий турпоток делает нам рекламу за рубежом и сейчас основную часть нашей продукции мы уже экспортируем», — говорит Лидиа Пелеха, PR-менеджер Pere Ventura.
Примечательно, что сами производства традиционных испанских продуктов все больше становится местами, интересными для туристов. Например, крупный производитель испанского игристого вина Cavas Frexinet заявляет, что ежегодно его завод посещает 80 тыс. туристов, для них есть специальный музей и программа дегустации. А представители упомянутого выше оливкового предприятия Priordei говорят, что их ежегодно посещает 25 тыс. туристов, которые могут в том числе принять участие в сборе оливок. «Мы собираем оливки вручную и сейчас производим 200 тысяч килограммов оливкового масла в год, — говорит Хорди Риу, – Объемы нашего производства растут из-за увеличивающегося турпотока; кроме того, люди больше ценят качество и натуральность продуктов таких небольших предприятий, как наше».
Культурные русские
Развитие туризма в Каталонии имеет большое значение и для России. Сегодня Испания (а 70% туристов испанского направления едут в Каталонию) занимает второе место в рейтинге зарубежных туристических поездок из России, уступая только Турции, хотя буквально в спину ей уже дышат Китай, Греция, Кипр (см. график). Закрепить этот отрыв призваны новые меры, которые Каталония намерена принять для привлечения российских туристов.
Прежде всего, в текущем сезоне будет существенно увеличено число авиарейсов между Россией и Каталонией, в том числе с участием испанских авиалиний. Примечательно, что в отличие от Турции, где доминируют пакетные туристические предложения, около половины российских туристов отправляются в Каталонию самостоятельно, сами бронируя отели. Поэтому власти особое внимание уделяют развитию гостиничной инфраструктуры. В этом сезоне только в Барселоне будет открыто около десятка новых отелей, часть из них будут элитными четырех- и пятизвездочными отелями, которые особенно любят русские.
Стремятся развивать в Каталонии и различные удобные туристические сервисы, в том числе на русском языке. Например, в этом сезоне здесь заработал так называемый виртуальный информационный офис, где можно задать любой вопрос, начиная с достопримечательностей и заканчивая возможностями размещения.
Наконец, Каталония стремится привлечь русских туристов культурными программами. «Русские отличаются любознательностью, они больше других туристов приобретают экскурсии в исторические места, посещают музеи и театры. В том числе именно русским адресованы наши новые культурные инициативы», — говорит Хавьер Эспаса. Нынешний год объявлен в Каталонии Годом культуры, в связи с чем здесь пройдет много фестивалей, концертов, красочных народных праздников. В частности, примечательным мероприятием станут новые экспозиции, посвященные взаимоотношениям Сальвадора Дали и его жены и его русской музы Галы, — они откроются во второй половине года в Музее Сальвадора Дали в Фигерасе и в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне. Сюрприз ждет и поклонников известного архитектора Гауди. В Барселоне недавно открыт для публики Дом Висенс — один из мировых шедевров модернизма, который долго был закрыт на реставрацию.
По словам российских туроператоров, именно возможность совместить качественный пляжный отдых и культурную программу будет выгодно отличать Каталонию в наступающем сезоне. На этапе раннего бронирования спрос на поездки в Каталонию у российских туристов уже на 10–20% превосходит показатели прошлого года. Власти Каталонии прогнозируют, что в этом сезоне рост турпотока из России увеличится на 20–25%.
Барселона — Льейда — Приорат — Москва