Кому продать коротышку

16 апреля 2018, 00:00
КОМПАНИЯ BPLSNOWBOARDS
Производство лайнера Sukhoi Superjet

Правительство приняло решение выделить шесть миллиардов рублей из Резервного фонда на создание уменьшенной версии лайнера Sukhoi Superjet (SSJ). Как заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, проект распоряжения сейчас готовится, а значит, разработка самолета начнется уже в этом году. Его полная стоимость оценивается в 85 млрд рублей. Новая модель будет отличаться от базовой версии прежде всего вместимостью. Если SSJ-100 рассчитан в одноклассной компоновке на 98 пассажиров, то новый самолет — на 75. По словам президента «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) Александра Рубцова, это позволит существенно облегчить конструкцию машины. При этом дальность полета хотя и сократится, но незначительно, примерно до 2,5 тыс. км. Но самое главное, что при проектировании нового лайнера ставка теперь сделана на максимальное использование отечественных компонентов, которые заменят иностранные детали везде, где это возможно. Прежде всего это касается силовых установок.

Не секрет, что двигатели SaM146, которыми комплектуются SSJ-100, для новой версии самолета не годятся — они обладают избыточной мощностью и, соответственно, лишним весом, что негативно скажется на эксплуатационных характеристиках. Поэтому вопрос в том, кто будет делать для новой модели SSJ новый двигатель. На первый взгляд здесь вроде бы и так все ясно. Этим должно заняться российско-французское СП PowerJet. Его президент Марк Сорель еще в прошлом году говорил, что предприятие рассматривает возможность расширения локализации SaM146 в России, в том числе некоторых элементов так называемой горячей части двигателя (газогенератор, турбина высокого давления), и даже готово организовать у нас литейное производство отдельных деталей. Правда, Сорель уточнил, что это возможно лишь в том случае, если компания получит конкурентоспособное предложение. Проще говоря, французская сторона намекала на необходимость увеличения продаж двигателей и установку их на другие лайнеры, в том числе на самолет-амфибию Бе-200, который сейчас комплектуется украинскими двигателями Д-436. Причем предполагалось, что их ремоторизация будет проведена за счет государства, поскольку еще не окупился предыдущий проект (SaM146 для SSJ-100). Но вот делать новый двигатель для новой версии SSJ или модифицировать имеющийся французы, судя по всему, не готовы. «Мы не можем говорить о положительном или отрицательном решении вопроса о доработке SaM146», — говорил глава PowerJet.

Заметим, что такая позиция не находит понимания в России, а порой и вовсе вызывает раздражение. Так, несколько месяцев назад источник Life в Минпромторге говорил, что по линии сотрудничества с PowerJet имеются серьезные риски, которые связаны со сбоем поставок комплектующих в цепочке Snecma — «Сатурн». Но это еще не все. Тот же источник утверждал, что «наблюдаются сложности в лояльности французского поставщика по поддержке конкурентоспособности SSJ-100 в части программы снижения издержек». Иными словами, французы не только не хотят снижать цены на свои компоненты, но и стремятся их повысить. А это прямо противоречит политике ГСС и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Глава последней Александр Артюхов не раз говорил, что в целях снижения затрат планируется увеличить локализацию двигателя для SSJ сначала до 55%, а затем и до 80%.

Очевидно, что в этой ситуации делать новый двигатель для уменьшенной версии SSJ придется не французам, а России, причем своими силами. В ОДК уже заявили, что корпорация имеет все необходимые компетенции и научно-технический задел для создания такой новой силовой установки и готова реализовать этот проект. Эксперты уверены, что это займет как минимум шесть лет и потребует несколько десятков миллиардов рублей.

Тем не менее неясным остается ответ на главный вопрос: кто будет покупать уменьшенный SSJ. В самой ГСС уверены, что потребность российского рынка в новом самолете на 75 кресел может достичь 200–300 единиц, а зарубежного — трех тысяч. Но это чересчур оптимистический прогноз. Пока что твердую готовность приобрести такие лайнеры у нас выразил специальный летный отряд «Россия» и Министерство обороны. Суммарно эти структуры могут заказать максимум 40 машин. Помимо них интерес к этому лайнеру проявила авиакомпания S7, которая вроде бы даже подала предварительную заявку на покупку сотни таких самолетов. Но в случае с S7 решающим фактором будет цена лайнера, а она до сих пор неизвестна. Заметим, что если цена не устроит авиаторов, то сделка просто не состоится. Именно так произошло с проектируемой ракетой «Союз-5», которую S7 Group хотела использовать в своем проекте Sea Launch, но из-за слишком высокой цены остановила свой выбор на модернизированном украинском носителе «Зенит 3SLБ». Что же касается перспектив 75-местного самолета на мировом рынке, то они из-за отсутствия спроса выглядят еще более туманно. Напомним, что еще в 2003 году корпорация Mitsubishi при разработке своего регионального самолета MRJ первоначально делала ставку как раз на 75-местную машину, но после исследования рынка отказалась от этой идеи и увеличила вместимость до 90 пассажиров. Но опыт японцев наших конструкторов, как видно, ничему не научил.