Стоимость одной тонны этого вторичного сырья на рынке составляет около десяти тысяч рублей. Нетрудно подсчитать, что 50 млрд рублей мы ежегодно выбрасываем на свалку. И это только прямые потери — сложно оценить в деньгах вырубаемые каждый год «лишние» 50 млн деревьев. Одна тонна макулатуры сберегает шесть деревьев, и вполне возможно провести шесть циклов переработки макулатуры. Таким образом, совокупно за свой жизненный цикл одна тонна макулатуры с учетом потерь может сохранить 31 дерево. Если весь объем макулатуры будет перерабатываться и запускаться во вторичный оборот, общий объем сбережения лесных ресурсов страны окажется колоссальным.
И сделать это вполне по силам. Отечественная отрасль сбора и переработки макулатуры доказала свою состоятельность — с начала 2000-х годов перерабатывающие мощности выросли почти в пятнадцать раз, объем перерабатываемой макулатуры — в десять раз. Все это потребовало инвестиций со стороны участников рынка — как транснациональных, так и отечественных компаний, которые за последние десять лет совокупно вложили в производство около 300 млрд рублей. Однако для того, чтобы потенциал роста отрасли был реализован в полной мере, необходимо предпринять ряд шагов. В том числе и государству.
Потомкам — пригодную для жизни планету
В конце прошлого века человечество наконец поняло, что, продолжая действовать так, как оно действовало все предыдущие годы, оно не оставит будущим поколениям возможности не только для развития, но и для существования на этой планете: ее ресурсы истощаются, а возможности для их самовосстановления исчерпываются. В связи с этим широкое распространение получила концепция устойчивого развития, главный принцип которой состоит в том, что удовлетворение текущих потребностей человечества не должно угрожать существованию будущих поколений. Одна из важнейших составляющих этой концепции — сохранение окружающей среды, что, в частности, подразумевает и как можно более полное вовлечение в хозяйственный оборот отходов жизнедеятельности нашей цивилизации.
Россия заявила о своей приверженности концепции устойчивого развития, подписав в 2015 году вместе с 192 другими государствами программный документ ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Однако пока мы серьезно отстаем в вопросе переработки отходов от развитых стран: по некоторым оценкам, у нас вовлекается во вторичный оборот 7,5% твердых коммунальных отходов (ТКО), в то время как в Европе — около 50%. Что касается макулатуры, то в нашей стране доля бумажной продукции, произведенной из нее, составляет 32%, а в ЕС — 72%.
Проблема заключается в том, что в России собирают слишком малую долю образующейся макулатуры и переработчики испытывают дефицит сырья, что приводит к росту цен на него и снижению рентабельности этого бизнеса.
Если с 2007 по 2012 год сбор макулатуры рос теми же темпами, что и мощности по ее переработке, то начиная с 2013-го темпы роста сбора макулатуры стали отставать от темпов прироста мощностей.
В итоге сейчас на рынке наблюдается профицит перерабатывающих мощностей в один миллион тонн: собирается 3,5 млн тонн макулатуры в год, порядка 0,2 млн тонн отправляется на экспорт; перерабатывается, соответственно, 3,3 млн тонн при потенциальной возможности переработки 4,3 млн тонн.
Понятно, что необходимо увеличивать собираемость макулатуры. Резерв здесь огромный: из примерно 9 млн тонн макулатуры, которая образуется в процессе хозяйственной деятельности, пригодно к переработке почти 8 млн тонн, а собирается, как уже было сказано, только 3,5 млн тонн.
Пока же из-за дефицита сырья и его дороговизны приостанавливаются проекты строительства мощностей для переработки макулатуры. Так, компания Knauf существенно сократила свои инвестиционные планы расширения производства облицовочного картона и гипсокартона в России. А один из мировых лидеров в производстве санитарно-гигиенической продукции компания SCA частично перевела оборудование на двух из трех своих заводов на целлюлозное сырье из-за хронической нехватки макулатуры.
Источники макулатуры, по большому счету, можно разделить на две большие группы — коммерческий (типографии, торговые сети, предприятия, госучреждения и пр.) и жилой секторы.
И если в первой группе сбор макулатуры более или менее налажен, то население по большей части сваливает макулатуру в общий мусорный контейнер, где она становится непригодной для сортировки и переработки. И происходит это вовсе не потому, что люди не хотят осуществлять раздельный сбор мусора: как показал недавно проведенный экспертами Общероссийского народного фронта опрос, порядка 88% граждан выступают за раздельный сбор отходов и готовы это делать. Однако, несмотря на все разговоры на самых разных уровнях о введении раздельного сбора отходов, реальных условий для этого до сих пор не создано.
Государство это признает: в принятой недавно Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года прямо говорится, что система раздельного сбора отходов в России как в жилом секторе, так и на предприятиях отсутствует.
Меньше налогов — больше налогов
Люди постарше помнят времена СССР, когда сбор макулатуры был массовым явлением. И если, например, школьники собирали ее просто по заданию учебного заведения, получая в награду разве что грамоты и вымпелы, то взрослое население делало это на фактически возмездной основе: сдав определенное количество вторсырья, можно было, например, получить дефицитные книги.
Сегодня у населения практически отсутствует возможность заработать на макулатуре. Дело в том, что физическое лицо при сдаче любого объема макулатуры обязано предоставлять приемщику свои паспортные данные. При получении любой, даже самой незначительной суммы человек обязан подать в налоговую инспекцию декларацию о доходах и заплатить НДФЛ. При этом доход от такой операции физическое лицо не может получить априори — сырье всегда дешевле, чем конечный продукт. И килограмм газетных отходов не может стоить дороже десятков газет, которые приобрело физическое лицо.
Но даже если физлица и задекларируют свои «доходы» от реализации вторичных ресурсов, платить налог им все равно не придется, поскольку есть право на имущественный налоговый вычет при реализации имущества, которое находилось в собственности налогоплательщика менее трех лет, а также в случае, когда сумма от реализации принадлежащего ему имущества не превышает 250 тыс. рублей в год, а это стоимость 50 тонн макулатуры.
Необходимость выполнения большого количества процедур дестимулирует потенциального сдатчика. Впрочем, не только его. Заготовитель, сборщик макулатуры, а это чаще всего малое предприятие, тоже не заинтересован в увеличении административной нагрузки в виде выписки дополнительных документов и ведения отчетности. Обязанность уплаты НДФЛ не дает возможности развить сети фандоматов по приему вторичного сырья — макулатуры, стеклянных бутылок, алюминиевых и жестяных банок и т. д. Ситуация отчасти абсурдная: обязанность по уплате налога есть, а собираемости его здесь нет, поскольку именно наличие налога отвращает от операций по сдаче вторсырья. То есть отмена этого налога не приведет к выпадению налогов бюджета, скорее наоборот: рост сбора той же макулатуры обеспечит более полную загрузку перерабатывающих мощностей и уже переработчики заплатят налоги со своих увеличившихся объемов производства. Законопроект об отмене НДФЛ на эти операции полтора года не выносился на рассмотрение в Государственной думе, лишь в феврале 2018-го удалось преодолеть давление лобби и добиться внесения проекта, который 21 марта был единогласно одобрен в первом чтении. На проработку законопроекта ко второму чтению отведено 30 дней. Хочется надеяться, что он не будет приведен в нерабочее состояние усилиями противников столь необходимых поправок.
Другая инициатива, связанная с оборотом макулатуры, — освобождение сделок по ее реализации от НДС между юридическими лицами — уже доказала свою эффективность. Осенью 2016 года сделки по реализации макулатуры были освобождены от уплаты этого налога. Фактически уплата НДС была перенесена со сборщиков макулатуры на ее переработчиков — производителей готовой продукции. В итоге, с одной стороны, почти вдвое увеличились налоговые отчисления от предприятий отрасли, а с другой — это позволило полностью прекратить мошенническую деятельность недобросовестных участников по неправомерному возврату НДС из бюджета. По оценкам экспертов, объем таких сделок исчислялся десятками миллионов рублей.
Но, несмотря на все преимущества такой системы, действие закона, позволяющего не платить НДС со сделок с макулатурой, заканчивается 31 декабря текущего года. Учитывая неповоротливость бюрократической машины, необходимо незамедлительно инициировать продление действия этого закона на неограниченный срок.
Что сбор грядущий нам готовит
В 2014 году в России был принят закон, которым в систему обращения с отходами в России была введена концепция расширенной ответственности производителя (РОП), хорошо зарекомендовавшая себя в ряде развитых стран с конца 1990-х. Ее суть — включение в стоимость продукции экологических издержек (затрат на накопление, обработку и утилизацию) на протяжении всех этапов ее жизненного цикла.
Согласно закону, производитель обязуется обеспечивать утилизацию отходов потребления своей продукции и используемой им упаковки. Организационно утилизация может быть обеспечена тремя способами: самостоятельно предприятием — производителем продукции, в кооперации с другими производителями или по прямому контракту с утилизатором (перерабатывающим предприятием). Альтернативой утилизации является экологический сбор — неналоговый платеж, уплачиваемый производителем товаров в федеральный бюджет.
На практике этот механизм должен обеспечивать приток финансирования в сферу обращения с отходами: либо напрямую, за счет прямых контрактов производителей товаров с переработчиками отходов, либо опосредованно, через государственное финансирование из средств, полученных от уплаты экологического сбора. Увеличение финансирования подразумевает инвестиции в развитие инфраструктуры для сбора и переработки отходов.
Однако введенный механизм не дал результата. В соответствии с законом производитель товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, должен утилизировать определенную долю отходов. Сколько именно, определяется специальным нормативом, который утверждается правительством. Экологический сбор исчисляется путем умножения этой величины на ставку экологического сбора.
Именно дестимулирующие нормативы утилизации и являются препятствием для реализации расширенной ответственности производителя. Существующие нормативы утилизации на продукцию из бумаги и картона в несколько раз ниже реального объема переработки. Нормативы утилизации на 2015–2017 годы для большинства видов товаров и упаковки из бумаги и картона были утверждены в размере 0, 5 и 10%. Для группы товаров «Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная» нормативы были утверждены на уровне 0, 10 и 20% соответственно. При этом реальный уровень сбора и переработки макулатуры, относящейся к этой группе, составляет 60%.
Если норматив утилизации в несколько раз ниже реального уровня переработки, то он не может стимулировать увеличение сбора и переработки. РОП воплощает экологический принцип «загрязнитель платит» в сфере обращения с отходами. Под «загрязнителем» в данном случае понимается производитель товаров. На деле же платит не загрязнитель, а переработчик, поскольку 60% картона уже перерабатывается по факту. Спонсирование системы сбора и переработки макулатуры переработчиком отражается в цене макулатуры: помимо того что цена российского рынка превышает аналогичную цену европейского рынка на 20–25 евро за тонну, в европейских странах государство дополнительно спонсирует сбор макулатуры в размере 40 евро за тонну.
Европейский опыт показывает, что в тех странах, где введена стопроцентная компенсация затрат на сбор и сортировку отходов товаропроизводителями, перерабатывается не менее 60% отходов бумаги и картона, стекла и прочих фракций. Именно такая цель была поставлена в 1994 году и достигнута к 2008 году только в Германии, Австрии и Бельгии. Кстати говоря, представители некоторых товаропроизводителей в российских государственных органах выдают достигнутый в вышеперечисленных странах уровень переработки за норматив утилизации. Это не так: как уже было сказано, там он составляет 100%.
Понимая актуальность проблемы, президент России дал поручение об увеличении нормативов утилизации и расширении перечня групп товаров, подлежащих утилизации.
Под давлением лоббистов Минприроды фиктивно исполнило президентское поручение. К обсуждению представленных проектов нормативов на 2018–2020 годы не привлекались переработчики макулатуры, в обсуждениях участвовали только представители товаропроизводящих компаний.
Итогом работы стал полностью пересмотренный перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации: в предыдущей версии перечня группы товаров соответствовали Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2), в текущей версии группы товаров не соответствуют ни одному из существующих классификаторов, что явно было сделано для обеспечения возможности махинаций с товарными группами. Разграничение товарных групп противоречит здравому смыслу, поскольку технология обработки (сортировки, кипования, прессования) и утилизации (пульпирование) для всех видов картона идентичны. Для групп товаров «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона» и «Упаковка из гофрированного картона» были увеличены нормативы утилизации до уровня 25% с последующим ежегодным повышением на 10% на период до 2020 года. Однако в перечень товарных групп преднамеренно была добавлена группа «Тара, упаковка бумажная и картонная прочая», для которой норматив утилизации составляет 10, 15 и 20% соответственно.
Введение этой группы дает производителям товаров возможность отчитываться по ней при использовании любой упаковки из бумаги и картона, минимизируя затраты в рамках РОП. При этом за указание заведомо ложных сведений о товарных группах не предусмотрено никакой ответственности.
Таким образом, в 2018 году фактически произошло двукратное понижение норматива утилизации для товаров и упаковки из картона.
Итогом лоббистской деятельности рабочей группы при Минприроды, состоящей из товаропроизводителей, является снижение поступлений экологического сбора в бюджет России. В 2018 году бюджет получит на 5,8 млрд рублей меньше возможного — лишь 0,7 млрд рублей. Переработчики макулатуры не получат финансирования в рамках прямых контрактов, поскольку при существующем уровне нормативов наиболее удобным способом реализации РОП является уплата экологического сбора. Итогом будет отсутствие инвестиций в развитие инфраструктуры для раздельного сбора и переработки отходов.
Объем образования макулатуры, пригодной к переработке, составляет 7,94 млн тонн в год. При нормативе утилизации на уровне 100% экологический сбор, начисляемый за образование этой макулатуры, составит 18,9 млрд рублей. При нормативе, равном 10%, — соответственно 1,9 млрд рублей. Средняя стоимость контейнера для накопления макулатуры составляет десять тысяч рублей. При утверждении нормативов утилизации на уровне 100% можно будет в течение двух лет обеспечить все города России (три миллиона многоквартирных домов) контейнерами для накопления макулатуры. При нормативе, равном 10%, за год будет обеспечена только Москва (более 130 тыс. многоквартирных домов). Обеспечить контейнерами всю страну при таком нормативе невозможно: срок их службы — пять лет, и отчисляемых денег не хватит, чтобы и закупать новые, и заменять изношенные контейнеры в масштабах России.
Лоббизм товаропроизводителей связан с опасениями относительно роста стоимости готовой продукции и упаковки. Однако переработчики макулатуры обоснованно считают иначе. По их мнению, вовлечение во вторичный оборот большего количества бумажной продукции, напротив, приведет к снижению цен, поскольку увеличившееся предложение приведет к снижению взвинченных цен на макулатуру, доля затрат на которую в производстве гофроупаковки составляет около 28%. Возможно, это произойдет не сразу, поскольку необходимо будет сначала, используя увеличенный финансовый поток, вложить средства в развитие инфраструктуры раздельного накопления бытовых отходов.
Создание системы раздельного сбора ТКО влечет за собой еще целый ряд позитивных изменений: сокращение площадей и количества мусорных полигонов, снижение для населения платы за вывоз коммунальных отходов, сокращение количества потребляемых первичных ресурсов, в том числе древесины. Достижение этих целей с лихвой компенсирует затраченные средства и предотвратит возникновение таких ситуаций, как вокруг подмосковного полигона «Ядрово».
Еще одним важным решением, которое находится в компетенции правительства, должно стать ограничение экспорта макулатуры.
Наши соседи по СНГ эффективно поддерживают своих переработчиков за счет мер регулирования экспорта. Белоруссия выдает разовые лицензии желающим вывезти ценное сырье из страны. Причем лицензия выдается министерством антимонопольного регулирования только по согласованию с концерном «Беллесбумпром». Лицензирование позволило улучшить ситуацию с обеспечением макулатурным сырьем — загрузка производственных мощностей на предприятиях «Беллесбумпрома» выросла почти на 10%. В Киргизии экспорт регулируется экспортными пошлинами, а в Казахстане повторно рассматривается вопрос о полном запрете вывоза макулатуры из страны.
В России же только однажды был введен временный запрет на экспорт макулатуры — с декабря 2015 года по апрель 2016-го. Эта мера привела к стабилизации складских запасов и увеличила загрузку перерабатывающих мощностей, при этом цены сравнялись с европейскими. Это было выгодно не только переработчикам, а в конечном счете и всем потребителям, так как увеличение загрузки мощностей и стабилизация цен позволила сократить издержки по всей цепочке — от собственно макулатуры до готовых изделий из нее, например гофроупаковки. При этом сбор макулатуры в России не снизился, однако запрет экспорта ударил по экспортерам этого вторичного сырья на Украину, и под их давлением запрет на экспорт макулатуры не был продлен. При этом официально подтвержден факт неправомерного возмещения НДС такими заготовителями макулатуры, общий объем воровства из бюджета исчислялся миллиардами. И это при недозагрузке собственных мощностей по переработке.
Участники отрасли сбора и переработки макулатуры считают, что в результате принятия предлагаемых инициатив в пятилетней перспективе могут быть достигнуты впечатляющие результаты. По нашему прогнозу, объем переработки макулатуры, налоговые отчисления и количество рабочих мест вырастут в два раза, а население получит от принятия указанных мер выгоду в 22 млрд рублей.