В личных интересах

23 апреля 2018, 00:00

ТАСС
Переговоры между Дональдом Трампом и Ким Чен Ыном могут состояться, только если президент США отправится «заключать выгодную сделку»
Читайте Monocle.ru в

Президент США Дональд Трамп в обстановке секретности, даже от собственного внешнеполитического ведомства, готовится к встрече с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном. Бывший директор ЦРУ и нынешний кандидат на должность госсекретаря США Майкл Помпео совершил тайный визит в КНДР без согласования с Госдепом и без сопровождения сотрудников этого учреждения. Неопределенный официальный статус Помпео, с которым у Трампа сложились прекрасные личные отношения, не просто не помешал визиту, но, напротив, благоприятствовал его успеху. В Госдепе большинство сотрудников на прошедших президентских выборах симпатизировали Хиллари Клинтон, и они запросто могут саботировать подготовку переговоров.

Дональд Трамп отчаянно нуждается в громком внешнеполитическом успехе, так как расследование под предводительством Роберта Мюллера держит его в постоянном напряжении. Мюллер, подобно тезке из «Семнадцати мгновений весны», не останавливается ни перед чем: арестовывает соратников Трампа за их работу на Украине, проводит обыски у его юристов в нарушение принципа конфиденциальности общения адвоката со своим клиентом. Эти «гестаповские» методы, применяемые против окружения Трампа, рано или поздно принесут Мюллеру нужный результат. Экс-сотрудники предвыборного штаба президента в обмен на обещание оставить их в покое могут «вспомнить» даже то, чего на самом деле не происходило, и дать признательные показания в чем угодно. Президент США имеет полномочия уволить спецпрокурора Роберта Мюллера, но опасается прецедента с президентом США Ричардом Никсоном, обвиненным в препятствовании правосудию. Если Трампу удастся решить северокорейскую ракетно-ядерную проблему, этот успех серьезно укрепит его внутриполитическое положение, поскольку победителей, как правило, не судят. Прямые переговоры между Дональдом Трампом и Ким Чен Ыном могут состояться только в том случае, если президент США отправится «заключать выгодную сделку», поскольку провести безрезультатную встречу будет равнозначно поражению.

Майкл Помпео, пользуясь безграничным доверием Трампа, фактически провел переговоры об условиях ядерного разоружения КНДР, а президенту США останется лишь зафиксировать успех. Судя по комментариям последнего, он удовлетворен достигнутым результатом. Во-первых, американский президент заявил, что Помпео провел отличную встречу с северокорейским лидером, и заговорил о Ким Чен Ыне, которого ранее называл «психом» и «больным щенком», в более уважительном тоне. А во-вторых, Трамп уже анонсировал встречу с Ким Чен Ыном «в течение ближайших недель». Где она состоится, пока неизвестно, но рассматривали множество вариантов, например вечно нейтральную Швейцарию, Улан-Батор, Пекин и даже Пхеньян. Вашингтон, желающий доминировать во всем мире, вряд ли захочет привлекать Пекин в качестве площадки для переговоров: роль арбитра в Азиатско-Тихоокеанском регионе США также намерены оставить за собой. Если в пакет соглашений по ядерному разоружению КНДР и гарантий ее безопасности войдут договоренности об объединении двух Корей или хотя бы о заключении между ними мирного договора, то в качестве места встречи подойдет демилитаризованная зона на 38-й параллели, разделившая 70 лет назад один народ. Ким Чен Ын понимает, насколько президент США заинтересован в успехе переговоров, и наверняка попытается получить максимум преимуществ из сложившейся ситуации.

В отношениях с Россией, которые Трамп обещает улучшить, та же американская внутриполитическая ситуация подталкивает его к постоянному ухудшению отношений. Президент США, стремясь показать, что не является зависимым от Кремля человеком, выбрал в качестве доказательства этому ухудшение отношений между Вашингтоном и Москвой. «Россия скажет вам, что не было никого жестче, чем Дональд Трамп», — с гордостью заявляет он, наивно рассчитывая произвести впечатление на своих противников. Что касается новых санкций в отношении России, то, по словам Трампа, США их введут, «когда она действительно это заслужит». Об улучшении отношений, судя по его заявлению, речи, таким образом, пока вообще не идет — отношения продолжат быть плохими или могут стать еще хуже.