На празднование 70-летия Дня независимости (дня основания) Израиль получил от США давно обещанный подарок — Иерусалим, где Соединенные Штаты официально открыли свое посольство, признав, таким образом, принадлежность спорного города Израилю. Последний неоднократно провозглашал Иерусалим своей столицей, а после Шестидневной войны контролирует всю территорию города. Но до сих пор не удавалось добиться международного признания свершившегося факта. На церемонии открытия посольства присутствовала Иванка Трамп — дочь президента США Дональда Трампа — с мужем, главным помощником президента Джаредом Кушнером.
Для Палестины День независимости Израиля тоже памятная дата, и называется она Накба, что переводится как День катастрофы. В день, когда израильтяне, отсутствовавшие без малого две тысячи лет, решили вернуться на родную землю, палестинцы, напротив, лишились ее, превратившись в беженцев. Реакция палестинцев, тоже считающих Иерусалим своей столицей, была предсказуема: акции протеста, проходящие в секторе Газа с марта этого года, вспыхнули с новой силой. Армия обороны Израиля, обвинившая протестующих в попытке прорваться на территорию еврейских поселений, открыла огонь, убив 59 человек и ранив более двух тысяч. Было созвано экстренное заседание Совета Безопасности ООН, но постпред США Никки Хейли демонстративно покинула зал заседаний перед выступлением посла Палестины Рияда Мансура.
США заблокировали проект резолюции с призывом провести расследование событий и наказать виновных. Впрочем, будь резолюция даже принята, как показывает практика, это никак не повлияло бы на позицию Израиля. Многочисленные резолюции Совбеза ООН во второй половине XX века призывали вывести израильские войска c оккупированных территорий и из Восточного Иерусалима и предостерегали другие государства от размещения своих посольств в Иерусалиме. США, близкий союзник Израиля, как правило, воздерживались во время голосования антиизраильских резолюций Совбеза. При Бараке Обаме складывалось впечатление, что Вашингтон готов заставить Тель-Авив выполнять решения ООН. Но с приходом в Белый дом Дональда Трампа для Палестины наступили черные дни. Одним из первых его решений стала отмена последнего решения президента Обамы о выделении Палестине помощи в размере 221 млн долларов. Для Трампа вопрос арабо-израильского конфликта в некотором роде является семейным делом: его любимая дочь Иванка, выйдя замуж за Джареда Кушнера, приняла иудаизм. Снова скудный участок земли с благоприятным для пророков климатом стал яблоком раздора, способным вовлечь в конфликт множество стран. Если христиане, вдоволь навладевшись Иерусалимом во времена крестовых походов, более не претендуют на город, то для мусульман это остается делом принципа.
Если не считать Иран, у которого и без того предвоенные отношения с США и Израилем, самая острая реакция последовала из Турции. Ее президент Реджеп Эрдоган назвал Израиль террористическим государством, отозвал послов из Израиля и США и объявил в Турции трехдневный национальный траур. Эрдоган, у которого и так натянутые отношения с США из-за поддержки последними курдов в Сирии, стоит перед угрозой испортить их окончательно. Консолидация исламского мира под антиизраильскими и антиамериканскими лозунгами — самый неприятный для Вашингтона и Тель-Авива (Иерусалима) вариант развития событий. Как известно, исламские государства Ближнего Востока в борьбе за лидерство в исламском мире воевали друг с другом гораздо дольше и охотнее, нежели со своим официальным врагом Израилем, война с которым всегда заканчивалась для них быстрым и обидным поражением. Однако нефтяное эмбарго 1973 года показывает, что иногда они способны переступить через противоречия и выступать единым фронтом, не забывая при этом заработать на выросших нефтяных ценах и упрочить свое влияние в регионе.