И все-таки главный футбольный форум четырехлетия пройдет в России! На фоне всех международных истерик и угроз это большой успех и грандиозный праздник. Как бы ни выступила наша сборная, которой мы желаем успеха. Страна возвела инфраструктуру на 13,2 млрд долларов — это 12 новых стадионов, аэропорты, дороги, набережные, общественные пространства. Не все удалось реализовать, но и сделанного достаточно, чтобы почувствовать гордость за державу. По разным социологическим опросам, более двух третей населения страны будут наблюдать за ходом чемпионата. Это люди, которые не столько интересуются футболом, сколько хотят почувствовать сопричастность инфраструктурным победам. Это счастье больших национальных свершений не ушло ни с новеньким олимпийским Сочи, ни с великолепным Крымским мостом, ни с грандиозным Москва-Сити. Пусть это последний большой международный форум, который нам светит в ближайшие годы внешнеполитических баталий. Но обещания государства вложить огромные деньги в новую инфраструктуру по всей стране, уже без привязки к спортивным мегасобытиям, ложатся на благодатную почву: страна требует развития.
Семь лет назад, когда Россия выиграла право на проведение чемпионата мира, мы очень сомневались, что чиновники смогут построить сооружения мирового уровня без тотального распила, надежно и в срок. Футболисты, которые накануне, в 2008-м, внезапно завоевали бронзу чемпионата Европы, вызывали больше доверия — уж за семь-то лет мы точно сможем подготовить крепкую перспективную молодую сборную под домашний мундиаль. Вышло наоборот: стадионы построили, играть еще учимся.
Казалось, что по своей сложности эти две задачи несопоставимы. Но на мегастройки были брошены все силы государства. И пришел успех. А вот воспитание молодых футбольных дарований доверили рынку — профессиональным клубам, и результата нет. Типичная проблема ошибочного планирования и ложных ориентиров. Государство не создало комплексной системы поддержки детско-юношеского футбола. А клубы, почти поголовно дотируемые областными бюджетами и госкорпорациями, не увидели мотивации для взращивания своих кадров. Не помог даже лимит на иностранцев в российской премьер-лиге. Скорее, он оказал медвежью услугу. Стоимость и зарплаты «паспортистов» взлетели, а конкуренция за гарантированное место в составе снизилась. Немногочисленные русские футболисты перестали развиваться внутри страны и не захотели уезжать за рубеж. Вот и вся история. В 2018-м мы получили немолодую сборную России.
Национальный чемпионат страны топчется на месте. Средняя посещаемость матчей остается стабильно низкой вот уже двадцать лет, а количество телезрителей турнира регулярно сокращается. Единичные лидеры не способны вытянуть интерес к нашему футболу. Большинство клубов работают без долгосрочной стратегии и мечтают просто остаться в «премьер-лиге», чтобы получить на следующий год новое финансирование из областного бюджета или от спонсоров. Задача не выиграть, а не проиграть. Оттого большая часть команд играет в закрытый футбол, стоит «автобусом» у ворот и защищает ничейное «очко». Самый частый результат матча — один гол за полтора часа игры, и кому понравится такое зрелище? Болельщик не нужен российскому футболу. Российский футбол не нужен болельщикам.
В свой оборонительный «автобус» сыграли за семь лет и футбольные чиновники. Вроде есть красивые стратегии за много миллиардов рублей. На словах — постоянная поддержка детско-юношеского футбола. Обещают новое качество игры к 2030 году. Похоже, все ради того, чтобы остаться в премьер-лиге и получить от щедрого государства очередные дотации на новые стратегии. Стадионы построили красивые — настоящий праздник инфраструктуры! Теперь хочется праздника футбола. Здесь без эффективных решений государства тоже никак не обойтись.