В смешанных пенсионных чувствах

Константин Пахунов
корреспондент издания «Монокль»
11 июня 2018, 00:00

Рост рынка негосударственных пенсионных фондов ожидаемо замедляется. Замораживание накопительной части пенсии, огосударствление рынка и токсичные активы в портфелях неотвратимо ведут его к стагнации, путей выхода из которой пока не видно

ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Темпы прироста пенсионных накоплений в 2017 году снизились с 23,9 до 14,3%, пенсионные резервы прибавили 8% вместо 10,6% годом ранее. Об этом свидетельствуют данные, собранные агентством «Эксперт РА» (RAEX). За прошлый год совокупный объем накоплений и пенсионных резервов НПФ составил 3,6 трлн рублей, из которых 2,4 трлн — накопления, а 1,2 трлн — резервы. Замедление темпов роста пенсионного рынка происходит уже не первый год (см. график 1).

Последние год-полтора надежды НПФ были связаны с внедрением индивидуального пенсионного капитала, однако сейчас они выглядят не слишком обоснованными.

Кроме того, на рынке появились новые проблемы. Так, у некоторых фондов обнаружился актуарный дефицит: «вот сейчас» денег на пенсионные выплаты хватает, а «потом», на выполнение будущих обязательств, может и не хватить.

Рост накоплений продолжается, несмотря на мораторий  64-02.jpg
Рост накоплений продолжается, несмотря на мораторий

 

С надеждой на граждан

 

Как отмечает Антон Шпилев, первый заместитель генерального директора НПФ «Газфонд пенсионные накопления», не все столь мрачно, как может показаться, поскольку граждане стали интересоваться темой пенсионных накоплений. «Если говорить о математике, то рост рынка НПО составил восемь процентов, и это меньше, чем в предыдущие два-три года. Но если посмотреть, что стоит за этой цифрой, то ситуация выглядит, скорее, позитивно. Этот рост обеспечили в первую очередь клиенты — физические лица, и это прекрасный тренд!» — считает г-н Шпилев.

Остальные НПФ тоже пытаются увидеть в сложившейся ситуации что-то хорошее. «Прошлый год был достаточно успешным для нашего фонда, По итогам переходной кампании объем пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования увеличился на 44,46 миллиарда рублей — до 182,4 миллиарда. По итогам прошлого года мы распределили на счета застрахованных лиц доходность в размере 8,44 процента годовых», — рассказывает Лариса Горчаковская, генеральный директор «ВТБ Пенсионный фонд».

В фонде «Будущее» отмечают, что Банк России сделал несколько важных шагов для более точного определения правил игры на пенсионном рынке. В частности, ужесточено регулирование, чтобы повысить его прозрачность, управляемость и надежность. Введены новые ограничения на инвестирование пенсионных средств в недостаточно надежные бумаги, принят ряд других мер. «С точки зрения развития сектора это позитивные изменения, отвечающие интересам застрахованных лиц и в среднесрочной перспективе повышающие инвестиционную привлекательность института НПФ, — говорят в пресс-службе фонда. — При этом ряд предпосылок для дальнейшего развития рынка уже создан — в 2017 году мы ждали принятия законопроекта о фидуциарной ответственности и management fee, и в марте 2018 года он был подписан президентом РФ. Законопроект позволит как защитить интересы клиентов НПФ в части доходности пенсионных накоплений, так и мотивировать бизнес долгосрочно присутствовать в отрасли и развивать ее, и для всего сектора это безусловно позитивное событие».

Однако размер среднего счета по ОПС уже практически не растет 64-03.jpg
Однако размер среднего счета по ОПС уже практически не растет

Правда, рынок в целом регуляторные нововведения воспринимает, скорее, с осторожностью. Так, на недавнем круглом столе «Будущее пенсионного рынка» говорилось, что резко выросшая регуляторная нагрузка на НПФ несет не только пользу, но и дополнительные проблемы.
«Мы провели некоторый анализ нагрузки за последние три года, Операционные расходы фондов резко увеличились в связи не только со стресс-тестированием, но и с целым рядом других требований, которые сейчас предъявляются», — описал ситуацию первый вице-президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Сергей Эрлик. Так, по оценкам НАПФ, за последние три года фонды истратили еще почти один годовой бюджет для того, чтобы выполнить все требования регулятора.

Ренкинг НПФ по объему пенсионных накоплений 64-04.jpg
Ренкинг НПФ по объему пенсионных накоплений

 

Запрет на накопления

 

Впрочем, все это было бы не так страшно, если бы не главная проблема пенсионного рынка — отсутствие прежнего объема взносов по обязательному пенсионному страхованию. Напомним, с 2014 года в систему НПФ не поступают взносы граждан в накопительную часть, так как на нее наложен мораторий. Причиной моратория стал недостаток денег в ПФР, и, чтобы как-то уменьшить нагрузку на бюджет, все текущие платежи в виде пенсионных взносов идут сразу в «общий котел».

Напомним, как это все работало. За каждого работника работодатель перечисляет в ПФР страховой взнос в размере 22% зарплаты сотрудника, 16% шли в солидарную часть (на выплаты пенсий текущим пенсионерам), 6% — в накопительную. В 2014 году пенсионные накопления были заморожены — как объяснялось вначале, до ввода системы гарантирования пенсионных накоплений, аналогичной банковской системе страхования вкладов, Широким слоям населения эта инициатива больше известна под названием «пенсии ушли на Крым». В принципе, шаг к повышению надежности и прозрачности рынка НПФ был логичным: прежде чем войти в систему гарантирования, все НПФ должны были провести реорганизацию и пройти проверку Банка России. Предполагалось, что к 2015 году все это произойдет и мораторий на накопительную часть будет снят, однако этого не случилось. Замораживание накопительных взносов, по расчетам Минфина, в 2016 году дало бюджету 344 млрд рублей, в 2017-м — 412 млрд, в 2018-м — 471 млрд. На эти суммы соответственно был сокращен трансферт федерального бюджета ПФР.

Сам мораторий продлен до 2020 года. В Минфине подсчитали, что продление моратория позволит уменьшить трансферт на обязательное пенсионное страхование из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда России на 551,3 млрд рублей. Многие говорят, что мораторий снят уже не будет.

В отсутствие таких серьезных сумм некоторые НПФ, чья бизнес-модель (вернее, бизнес-модель финансовых групп, в которые они входили) была рассчитана на постоянный рост активов под управлением, стали испытывать проблемы с активами. Санация банков БОМП (Бинбанк, «Открытие», МКБ, Промсвязьбанк) с последующим обнулением их капитала и обесценением связанных с ними активов превратила в ноль существенные пакеты в портфелях части крупных НПФ.

Ренкинг крупнейших УК (управление пенсионными резервами и накоплениями) 64-05.jpg
Ренкинг крупнейших УК (управление пенсионными резервами и накоплениями)

 

Догнать и санировать

 

Прошлый год был отмечен санацией системообразующих банков. Действия регулятора позволили избежать запуска «эффекта домино» и значительных последствий для финансового рынка, тем не менее это не могло не отразиться на НПФ, связанных с санируемыми кредитными организациями.

По оценке ЦБ, именно в результате отрицательной переоценки активов средневзвешенная доходность инвестирования пенсионных накоплений в прошлом году составила всего 4,1% (годом ранее было 9,6%).

В частности, имеющиеся в портфелях акции санируемого банка «Открытие» дорого обошлись НПФ электроэнергетики, НПФ «ЛУКойл-Гарант» и НПФ РГС. На 31 декабря 2017 года крупнейший актуарный дефицит наблюдался у НПФ электроэнергетики — 2,7% от обязательств (3,3 млрд рублей), чуть меньше у «ЛУКойл-Гаранта» — 2,5% от обязательств (7 млрд рублей). Самый низкий показатель у НПФ РГС — всего 1,4% (2,5 млрд рублей). И это после докапитализации от ЦБ в конце прошлого года в размере 42,9 млрд рублей!

НПФ «Будущее», который также держал пакет акций «Открытия», отделался, скорее, легким испугом, Докапитализировать его не придется. Как отметили в пресс-службе «Будущего», кроме отрицательной переоценки ценных бумаг ФГ «Открытие» фонду также пришлось переоценить со знаком «минус» акции банка ВТБ, также находившиеся в портфеле.

Напомним, что уставный капитал банка «ФК Открытие» после обнаружения дыры в капитале и, соответственно, докапитализации был уменьшен Банком России до одного рубля путем уменьшения номинальной стоимости акций. Так что эти активы (и ряд других) превратились для НПФ из выгодного вложения в проблему. С ВТБ ситуация попроще: переоценка активов произошла из-за присоединения дочернего общества «Банк ВТБ 24» и выкупа бумаг ниже рынка у несогласных с присоединением. «В случае изменения рыночной конъюнктуры фонд сможет повторно переоценить эти инструменты и отразить положительный результат, — говорят в НПФ “Будущее”. — В частности, мы рассчитываем добиться направления нам оферты на выкуп акций “Открытия”. Это позволит нам провести переоценку этих инструментов и отразить доход для застрахованных лиц. В частности, по состоянию на конец первого квартала 2018 года цена акций банка ВТБ на Московской бирже увеличилась на девять процентов, что позволяет подтвердить положительную переоценку данных финансовых вложений в первом квартале 2018 года».

В целом в этих условиях ожидать особого роста рынка НПФ не приходится. Как отмечается в отчете «Эксперт РА», в 2018 году его рост будет инерционным и в основном будет обеспечен за счет инвестиционного дохода. По подсчетам экспертов, накопления вырастут на 9–11%, резервы — на 6–7%.

Без надежды на государство

Не секрет, что правительство с помощью моратория на пенсионные накопления недвусмысленно намекает: заботиться о пенсиях граждане должны сами. В помощь им в ЦБ изобретена целая концепция дополнительных отчислений на будущую пенсию — концепция индивидуального пенсионного капитала (ИПК). «Помимо государственного пенсионного обеспечения граждане должны сами заботиться о том, чтобы при завершении работы получать достойную пенсию. Это должно стимулировать и развитие пенсионных накоплений. Именно такую возможность государство должно предоставлять в виде стабильно работающих пенсионных систем», — заявил на апрельской конференции в ВШЭ министр финансов Антон Силуанов. При этом разговоры о необходимости повышения пенсионного возраста на уровне глав ведомств уже стали объективной реальностью. Концепция ИПК предполагает, что граждане собственноручно будут вносить до 6% своей зарплаты в ПФР. Если гражданин этого делать не хочет, то ему нужно будет написать заявление.

По замыслу властей, формирование ИПК должно начаться в будущем году. Антон Силуанов считает, что внедрение ИПК позволит увеличить размер пенсии на 10–20 процентных пунктов и на 1,5% ВВП, а также дать инвестиционный импульс экономике страны. «Создание системы ИПК, с одной стороны, позволит гражданам формировать дополнительный пенсионный доход, а с другой — наполнит финансовую систему долгосрочным финансовым ресурсом», — говорил глава Минфина.

В целом НПФ, разумеется, с надеждой смотрят на ИПК, но излишнего оптимизма не проявляют. Уровень неопределенности вокруг всей концепции ИПК крайне высок, обсуждение и принятие закона отложены на вторую половину нынешнего года, до сих пор не обозначены ключевые параметры новой системы, хотя она нужна «уже вчера» — НПФ нуждаются в новых механизмах поступления длинных денег, которое прекратилось из-за моратория. Более того, вскоре начнутся выплаты пенсионных накоплений, и если сейчас они еще по инерции прирастают за счет получаемого инвестдохода, то после начала активных выплат начнут таять. По оценке ЦБ, пика пенсионные накопления достигнут к 2020 году (4,1 трлн рублей), а к 2029-му сократятся до 3,6 трлн.

Так, в НПФ «Будущее» предостерегают, что если проект реализовать неправильно, то работать он не будет. «Сегодня Минфин разрабатывает концепцию пенсионной реформы, в рамках которой предполагается введение индивидуального пенсионного капитала. Система ИПК должна стать полноценной заменой обязательному пенсионному страхованию, а значит, мы вернемся к ситуации, которая была до заморозки накопительных взносов на счета клиентов. Но нужно понимать, что заработает система ИПК только в случае запуска в правильной конфигурации, с корректными параметрами. Позитивный сценарий запуска ИПК возможен только при активной сопровождающей информационной кампании, а также при автоматическом включении граждан в систему через автоподписку», — отмечают в пресс-службе фонда.

Автоподписка означала бы, что все работающие граждане автоматически будут внесены в ИПК. Однако, похоже, автоподписки не будет — ее заменят авторегистрацией, которая предполагает, что всем работающим просто предложат вступить в ИПК, и можно предположить, что значительная часть граждан напишет отказ. Во всяком случае, недавно замминистра финансов Алексей Моисеев заявил, что Минфин окончательно отказался от механизма автоподписки в готовящейся системе ИПК. «Однозначно авторегистрация», — заявил чиновник.

В таком случае особой надежды на ИПК нет — его популярность уже сейчас можно оценить по числу граждан, которые имеют планы добровольного пенсионного страхования (по своей личной инициативе, без участия работодателя).

Есть и еще один нюанс, который несет риски для НПФ, — допуск в ИПК других профучастников.
«Мы наблюдаем интерес к этой отрасли со стороны компаний по страхованию жизни. В случае их допуска на рынок предоставления услуг пенсионного обеспечения стоит ожидать обострения конкуренции в нашей отрасли из-за появления в ней новых игроков», — говорит Иван Евстифеев, заместитель генерального директора НПФ «Газфонд пенсионные накопления».