Без притока дополнительных пенсионных денег рынок негосударственных пенсионных фондов (НПФ) ждет стагнация, предрекают аналитики RAEX («Эксперт РА») и сами игроки рынка. Поступление денег прекратилось с введением моратория, а количество денег, которые граждане перекладывают в НПФ из Пенсионного фонда России (ПФР), закономерно сокращается год от года. Несмотря на то что негосударственные фонды продолжают весьма активно привлекать клиентов (перевод гражданами средств из ПФР в НПФ, да и борьбу между самими НПФ никто не отменял), по итогам переходной кампании 2016 года НПФ получили 234,4 млрд рублей, а это на 24,6 млрд меньше, чем в результате переходной кампании 2015-го.
2017 год по этому показателю еще скромнее — всего 162,9 млрд рублей. Ко всему прочему на результатах притока пенсионных накоплений отразилось введение штрафов за досрочное расторжение договора в виде потери инвестиционного дохода для человека, который перевел деньги из одного НПФ в другой «раньше срока». Согласно оценкам участников рынка, по итогам двух последних кампаний клиенты НПФ из-за досрочного перехода суммарно могли потерять около 60 млрд рублей. Эти потери, кстати, повлияли и на величину среднего счета НПФ у клиентов по обязательному пенсионному страхованию (ОПС). «По итогам 2017-го размер среднего счета по ОПС, демонстрировавший в последние годы уверенный рост, снизился на 0,6%, до 70,9 тыс. рублей, что свидетельствует о том, что клиентов ПФР с высоким средним счетом, желающих перейти в НПФ, становится все меньше», — говорится в отчете RAEX.
В такой ситуации можно было ожидать, что НПФ кинутся активно развивать негосударственное пенсионное обеспечение, однако некоторые подвижки в этом направлении начались лишь в последнее время. Что самое интересное, в последние годы рынок НПО чувствовал себя ничуть не лучше, чем рынок ОПС с его мораторием. Например, количество участников частных пенсионных программ непрерывно сокращалось, и лишь в 2017 году эта тенденция была переломлена. Прошлый год был отмечен тем, что за счет активного привлечения новых клиентов (в основном через банковские каналы) впервые за пять лет (с 2012-го) клиентская база НПФ по НПО увеличилась: число участников превысило шесть миллионов, прирост составил 727 тыс. человек. С другой стороны, объем пенсионных резервов особо не вырос, потому что стартовый размер счета остается низким и, более того, продолжает снижаться. Средний размер счета по НПО по итогам 2017 года снизился до 197,1 тыс. рублей, свидетельствуют данные RAEX. Это как раз можно считать следствием прихода новых клиентов по НПО — они только начали делать взносы, а значит, и размер счета у них пока совсем небольшой. Однако надо понимать, что каждый счет и каждый клиент требуют обслуживания. И если НПФ решат активно заниматься НПО, им придется несколько лет существенно вкладываться в маркетинг и обслуживание, а средний размер счета будет падать.
Возможно, НПФ будут еще какое-то время тянуть с развитием НПО, надеясь, что в стране все же будет введен всеобщий индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). Однако обсуждение и принятие концепции законопроекта откладываются, и непонятно, в каком виде ИПК в итоге войдет в нашу жизнь. Но ясно, что если ИПК станет обязательным, то НПО в нынешнем виде умрет. При этом есть ненулевой шанс, что мертворожденным окажется как раз ИПК — и тогда НПО может возвратиться.
Необязательные пенсии
Хотя система негосударственного пенсионного страхования выглядит более привлекательной по сравнению с ОПС, где пенсионный балл по выходу гражданина на пенсию может быть легко оценен «в три копейки», НПФ, тем не менее, предпочитают развивать не программы для физлиц, а корпоративные пенсионные планы. В таком случае работодатель и работник вместе пополняют счет, а НПО является частью соцпакета.
Как объясняет Лариса Горчаковская, генеральный директор компании «ВТБ Пенсионный фонд», НПФ ВТБ уделяет большое внимание развитию негосударственного пенсионного обеспечения, это касается как корпоративных, так и индивидуальных программ, но упор все же делается на первые. «Взаимовыгодное сотрудничество с работодателями позволяет вовлечь в формирование дополнительной пенсии больше граждан, поэтому мы делаем акцент на это направление, — рассказывает Лариса Горчаковская. — Как результат, доля корпоративных клиентов в рамках НПО в нашем портфеле превалирует. За последний год мы заключили договоры НПО с рядом крупных клиентов, среди которых “Евраз”, “Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева”, компания ESAB (входит в корпорацию Colfax), Каспийский трубопроводный консорциум и другие».
Для удобства условия по корпоративным программам разрабатываются индивидуально с учетом потребностей таких клиентов. При этом упор делают на то, чтобы все процедуры делались быстро и не требовали личного присутствия застрахованных.
«На сайте нашего фонда можно заключить индивидуальный договор НПО, делать платежи, подключить автоплатеж (пенсионные взносы в установленном клиентом размере автоматически списываются с банковского счета). Клиенты банка ВТБ могут осуществлять пенсионные платежи баллами программы “Коллекция” от ВТБ. Эта услуга пользуется большим спросом» — так описывает Лариса Горчаковская процедуру взаимодействия клиентов с НПФ.
По ее словам, все это уже дало плоды — объем пенсионных резервов (НПО) по итогам 2017 года увеличился на 50%, до 3,3 млрд рублей. Доходность, распределенная на счета вкладчиков и участников программ негосударственного пенсионного обеспечения, по сбалансированному и консервативному портфелю составила 8,47 и 7,22% соответственно.
В НПФ «Газфонд Пенсионные накопления» на НПО делают упор, при этом используются партнерские программы. «Сегмент НПО для нас приоритетный. Начиная с прошлого года мы сосредоточены на его развитии, создании новых продуктов, разработке маркетинговых мероприятий по их поддержке и продвижению, — отмечает Антон Шпилев, первый заместитель генерального директора НПФ “Газфонд Пенсионные накопления”. — Мы первыми на рынке запустили совместные проекты с банками-партнерами. Вместе с Севергазбанком мы выпустили кобрендинговую карту для наших клиентов по НПО со специальными условиями по банковским продуктам и возможностью направлять кешбэк на оплату взноса по договору НПО. Весной предложили клиентам вклад в Газпромбанке под повышенный процент при условии заключении договора НПО. Количество банков-партнеров, заинтересованных в совместной работе, растет, и в ближайшее время клиентам будут доступны предложения и акции с другими банками».
Взаимодействие банков и НПФ выглядит вполне логичным, учитывая, что для многих кешбэк — не сказывающаяся на бюджете мелочь, которая незаметно дает существенный прирост к пенсии.
«Еще одна новация — переход на онлайн-договор, который можно оформить двумя способами: обратившись на горячую линию фонда или на сайте, — добавляет Антон Шпилев. — Оба варианта — полностью замкнутый онлайн-цикл: все оформление происходит дистанционно, договор отображается в личном кабинете, где его можно оплатить без комиссии любой банковской картой. В ближайшее время станет возможным подключение сервиса автоплатежей».
В НПФ понимают: физлица в массе своей не думают вдолгую и вкладывать деньги на десятилетия не привыкли. Именно поэтому продавать НПО физлицам все еще сложно и НПФ пускаются на всяческие ухищрения вроде кешбэков. «Пенсионный план очень трудно “пощупать”, поэтому мы хотим, чтобы наши клиенты уже сегодня ощутили выгоды от сотрудничества с фондом. В качестве таких выгод мы предлагаем бонусы от наших партнеров, например дополнительные скидки на бензин на заправках сети “Газпром нефть” или скидку на услуги сети клиник “Медси”. Список партнеров будет расширяться и включать в себя компании из различных сфер», — рассказывает Антон Шпилев.