Двадцать третьего июня состоялась министерская встреча участников соглашения ОПЕК+. В него входят 15 стран — участниц ОПЕК и 11 крупных нефтеэкспортеров за периметром картеля, важнейший из последних — Россия. По итогам встречи были приняты рекомендации экспертов мониторингового комитета соглашения ОПЕК+: повысить суммарную добычу всех сторон соглашения на один миллион баррелей в день (мбд).
Для читателей, не ориентирующихся в масштабах глобального рынка энергоносителей, укажем, что речь идет об объеме, составляющем около одного процента глобальной добычи нефти. К тому же фактически повышение добычи, скорее всего, растянется на несколько месяцев. Тем не менее есть все основания ожидать, что такая тонкая балансировка рынка достигнет своей цели — позволит плавно опустить интенсивно растущие уже более года нефтяные цены к нижней границе комфортного как для производителей, так и для потребителей, ценового коридора 60–80 долларов за баррель.
Серьезная угроза более резкого снижения цен может возникнуть, если избыток нефти на мировом рынке превысит 1 мбд, но это окажется возможным только при условии развала соглашения ОПЕК+. Как показывает опыт последних месяцев, ОПЕК в состоянии проявлять гибкость и учитывать противоречивые интересы государств-членов. В частности, такую гибкость проявляют арабские государства Персидского залива, до сих пор игравшие важную роль в балансировке предложения в связи с относительно более широкими возможностями манипулирования добычей. Вдобавок новое снижение добычи, вероятно, произойдет в Иране из-за выхода США из иранской ядерной сделки и по крайней мере частичного возвращения антииранских санкций.
Отметим, что ранее практически ни одна договоренность о квотах на добычу в рамках картеля не соблюдалась более года. Что же произошло? Каким образом дисциплинированность стран картеля выросла столь существенно?
По мнению авторитетных специалистов нефтяного рынка, Леонида Григорьева, Вячеслава Кулагина и Дмитрия Грушевенко, авторов скрупулезного анализа, выполненного им по заказу «Эксперта» (см. стр. 13), причиной этой метаморфозы, вероятнее всего, стало именно расширение числа стран — участниц соглашения по контролю добычи, в первую очередь присоединение к нему такого крупного игрока, как Россия. Наличие столь сильного геополитически партнера побуждает монархии Залива и другие страны-экспортеры, которые в предыдущих шоках, бывало, чувствовали себя вольготно в соглашениях со своими партнерами, всерьез следить за выполнением принятых на себя обязательств.
Политически главный успех соглашения ОПЕК+, по мнению упомянутых экспертов, возможно, состоит в том, что еще до новых санкций Дональда Трампа арабские страны Персидского залива спокойно отнеслись к значительному увеличению добычи и экспорта Ираном (то есть до недавнего нового падения). Но всем нужны более высокие текущие доходы от экспорта нефти и более устойчивые перспективы будущего спроса на нее. Так что дисциплина по поддержанию соглашений пришла из долгосрочных экономических интересов.
Сегодня соглашение ОПЕК+ становится новым эффективным инструментом для управления нефтяным рынком, впервые в истории нефтяные страны получили реальную возможность «управлять» ценами, научились договариваться между собой и, что немаловажно, соблюдать эти договоренности, воздействовать на рынок и ожидания инвесторов. Это приводит к тому, что в среднесрочной перспективе цены на нефть будут преимущественно зависеть от поведения стран, входящих в соглашение.
Однако на горизонте середины нынешнего столетия весьма вероятна резкая просадка номинальных цен нефти по фундаментальным экономическим причинам. Нынешние комфортные для производителей цены — отличный стимул для стран-импортеров искать рентабельные альтернативы нефти во всех областях ее нынешнего использования.