Жизнь и смерть террориста

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
27 августа 2018, 00:00

Книга Уоррика прежде всего результат титанического труда, который автор совершал на протяжении двух лет. Пулитцеровская премия получена им не зря. Из перечисления имен в финальном благодарственном послесловии получаешь представление о том, сколько людей ему пришлось проинтервьюировать, сколько документов и публикаций изучить. В «Черных флагах» автор сумел сконцентрировать информацию о происходящем на Ближнем Востоке в те несколько лет, когда военный конфликт в Ираке находился в острой фазе. Уоррик пишет в характерной для американских публицистов манере: как будто лично был свидетелем описываемых в книге событий. Но это тот редкий случай, когда такая манера не вызывает отвращения. Автор все же иногда ссылается на источники и заметно ограничивает себя в проявлении фантазии относительно психологических мотивировок действий и описания внутреннего состояния своих героев, чем часто грешат коллеги Уоррика, заставляя усомниться в достоверности излагаемых ими событий.

Центральная фигура повествования Уоррика — международный террорист Абу Мусаб аз-Заркави, всемирной известности которого поспособствовал в 2003 году государственный секретарь США Колин Пауэлл. Выступая на Совете Безопасности ООН и пытаясь обосновать необходимость военного вторжения в Ирак, он не только назвал имя Заркави, но и показал его фотографию и объявил его связующим звеном между Саддамом Хусейном и «Аль-Каидой». Когда американские войска вторглись в Ирак и свергли Хусейна, они фактически развязали руки Заркави, который наконец развернулся во всю свою демоническую мощь, предприняв ряд чудовищных терактов, эхо от которых прокатилось по миру. Но главное его детище — запрещенная на территории России террористическая организация ИГИЛ.

Заркави давно убит, но, к всеобщему ужасу, дело его живет.

 

Уоррик Джоби. Черные флаги. Ближний Восток на рубеже тысячелетий / пер. с англ. Е. Тепляшиной. — М.: АСТ: CORPUS, 2018. — 448 с. Тираж 2500 экз.