Банковский лоукостер взялся за регионы

Алексей Долженков
специальный корреспондент «Монокль»
10 сентября 2018, 00:00

Почта-банк занимает место уходящих из регионов классических банков. Взрывной рост его активов и кредитного портфеля обеспечен продвижением банковских услуг даже в самые маленькие населенные пункты

Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ
Читайте Monocle.ru в

В то время как другие банки, в том числе крупнейшие государственные, сокращают свое присутствие в регионах, Почта-банк активно его расширяет. На сегодняшний день у него более 15 тыс. точек обслуживания в 83 регионах РФ, Почта-банк занимает второе место по размеру розничной сети на российском банковском рынке после Сбербанка. При этом 87% точек банка приходится на города с населением менее 30 тыс. человек и сельскую местность.

При таком бурном росте особенно впечатляют финансовые результаты банка. По итогам первого полугодия 2018-го его чистая прибыль выросла в семь раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 1,8 млрд рублей. Активы с начала года увеличились в 1,1 раза, до 272 млрд рублей. Инфраструктурный платеж «Почте России» (плата за использование банком почтовых отделений) по итогам первого полугодия достиг 2,1 млрд рублей. Хотя доход «Почты России» за этот период составил 86,2 млрд рублей, с учетом того, что компания закончила полугодие с убытком 6,5 млрд рублей, эти дополнительные поступления были далеко не лишними. Впрочем, как и половина из одного миллиарда рублей, которые Почта-банк выплатил своим акционерам по результатам 2017 года. Напомним, банку ВТБ и «Почте России» принадлежит по 49,99% акций Почта-банка, а две акции принадлежат президенту — председателю правления Почта-банка Дмитрию Руденко.

Легкие офисы

Банк с сетью на базе почтовых отделений — довольно распространенная в мире модель. В России Почта-банк был создан весной 2016 года на базе Лето-банка. Сеть Почта-банка состоит из 400 флагманских клиентских центров, плюс около 50 тыс. POS-точек по выдаче необеспеченных кредитов в торговых сетях. По всей стране размещено 4500 банкоматов Почта-банка с функцией замкнутого оборота наличных средств. Кроме того, в почтовых отделениях стоит более 21 тыс. терминалов банка (небольшое устройство, позволяющее осуществлять базовые банковские операции), а к концу 2018 года их число превысит 50 тысяч.

«Основа стратегии Почта-банка — масштабируемая low-cost-модель, которая позволит ему стать одним из крупнейших транзакционно-кредитных банков в стране для физических лиц и малого бизнеса с высокой эффективностью за счет оптимизации и сокращения расходов на сеть», — говорит первый заместитель президента — председателя правления Почта-банка Георгий Горшков. Стратегическая цель банка — за пять лет (к 2023 году) войти в число лидеров рынка по числу активных клиентов. Сделать это Почта-банк надеется за счет удобства, надежности и технологичности услуг. Говоря словами топ-менеджмента, Почта-банк рассчитывает стать прорывным цифровым банком с крупнейшей сетью легких точек и лучшим провайдером современных финансовых услуг для широких слоев населения и бизнеса в РФ.

Главное преимущество Почта-банка — низкие расходы на содержание своих точек присутствия в почтовых отделениях. Такая точка с сотрудником банка и банкоматом обходится в среднем в четыре раза дешевле, чем содержание стандартного флагманского отделения. Там, где услуги банка предлагает агент (почтовый сотрудник), банк несет минимальные расходы. Абсолютное большинство точек сети Почта-банка показывают прибыль сразу после выхода на плановую продуктивность — в течение трех-четырех месяцев. Неэффективные точки оперативно перемещаются в другое место.

К уже активно работающим сейчас пунктам в почтовых отделениях, торговых сетях и флагманским отделениям скоро добавятся отделения в многофункциональных центрах (МФЦ) и на других площадках. Недавно был торжественно открыт первый клиентский центр в МФЦ в Твери. «Вариант присутствия банков в МФЦ очень логичен. Точки оказания госуслуг есть сейчас и сохранятся еще надолго — это довольно продвинутая система. Размещение там терминалов и сотрудников, которые могут помочь с банковскими и финансовыми операциями, более чем обоснованно», — добавляет генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев.

Почта-банк ведет переговоры еще в нескольких регионах о своем присутствии в сети МФЦ, но хотя состав акционеров сильно помогает, получается небыстро: в некоторых отделениях уже присутствуют локальные или федеральные банки, а в части регионов, жалуются в банке, случаются проволочки на уровне регионального руководства.

Помимо внедрения новейших технологий банк изучил и учел иностранный опыт. Например, французского La Banque Postale, где в почтовом отделении зона банка была отделена серой перегородкой до потолка. Это создавало ощущение закрытости, посетитель не хотел туда заходить и не чувствовал внимания и заинтересованности. В российском Почта-банке зона банковского облуживания органично интегрирована в почтовое отделение, нет никаких перегородок и стен. Посетитель может, получив почтовые услуги, сразу же обратиться за консультацией к сотруднику банка.

Другой интересный момент: почтовые банки в некоторых странах перечисляют агентское вознаграждение почте, а уже та — сотрудникам, продающим продукты банка. В этом случае система была непрозрачной или даже несправедливой. Сотрудники «Почты России» получают вознаграждение напрямую от Почта-банка (это отдельная сумма, помимо инфраструктурного платежа). Вознаграждение зависит от активности агента.

Регионы обеспечили Почта-банку взрывной рост  39-03.jpg
Регионы обеспечили Почта-банку взрывной рост

Планы на пенсионеров

Стратегия развития Почта-банка предусматривает, что к 2023 году его сеть будет насчитывать более 26 тыс. точек по всей территории РФ (в разных форматах). При этом более 80% уже сейчас располагаются в небольших городах и сельской местности на базе почтовых отделений. К 2023 году Почта-банк планирует довести число своих клиентов до 21 млн человек (по итогам первого полугодия 2018 — около 8 млн). При этом половину клиентской базы будут составлять пенсионеры и интернет-покупатели как активные получатели услуг «Почты России». Число банкоматов Почта-банка к 2023 году должно превысить 7800 (на первое полугодие 2018-го их более 4400).

В настоящее время эти планы выглядят вполне реалистично. «При создании Почта-банка были учтены международные практики почтовых банков. Его цель — предоставлять простые финансовые продукты и услуги широким слоям населения, малого и микробизнеса в РФ, в том числе в малых городах, — рассуждает директор по банковским рейтингам RAEX (“Эксперт РА”) Игорь Алексеев. — Сейчас банк проходит инвестиционную стадию своего развития, что характеризуется повышенными операционными расходами и агрессивным ростом бизнеса (за период с 1 июля 2017 года по 1 июля 2018-го розничный кредитный портфель вырос на 63 процента против 19 процентов в среднем по рынку). При этом уже сейчас можно отметить, что банку, работающему в высокомаржинальном сегменте необеспеченных кредитов физлицам, удается даже на инвестиционной стадии оставаться операционно эффективным. Во многом это обусловлено тем, что офисы Почта-банка относятся к категории легких, или low-cost, то есть требующих меньших затрат в сравнении со стандартными операционными офисами банков».

Руководитель проектов Аналитического центра «Эксперт» Сергей Селянин добавляет, что офлайновая сеть достаточно дорогое удовольствие для банка, особенно с учетом всех требований, предъявляемых к банковским офисам. Но если Почта-банк выстраивает сеть в уже существующих точках, которые дотируются «Почтой России», то затраты существенно ниже. Вообще, это общая тенденция для всех банков, добавляет Сергей Селянин: количество офисов старого образца будет сокращаться, а вместо них будут легкие офисы.

Однако впечатляющий успех Почта-банка в будущем может быть несколько омрачен переходом клиентов других банков в онлайн. «Если другие банки, в том числе государственные, перестают присутствовать в ряде населенных пунктов, то банк, который сможет присутствовать так широко, получает определенные преимущества, — отмечает Павел Самиев. — Однако в будущем будет расти доля онлайн-продаж практически всех финансовых услуг. Уход других банков из регионов связан не только с невысоким платежеспособным спросом на эти услуги, но и с тем, что даже в регионах клиенты переходят в онлайн. Соответственно, воспользоваться преимуществом физического присутствия становится сложнее».

Впрочем, Почта-банк входит и в число лидеров по развитию дистанционных каналов обслуживания. Число пользователей этих каналов Почта-банка в январе–июне текущего года выросло в два раза по сравнению с концом 2017-го и превысило 6,5 млн человек. Как заявляют в самом банке, «мы строим крупнейший digital-банк с физической сетью». Почта-банк также активно внедряет использование единой биометрической системы, которая позволяет людям единожды представить свою фотографию и образец голоса, в дальнейшем получать финансовые услуги, не посещая банк.

 39-02.jpg ПРЕДОСТАВЛЕНО ПОЧТА-БАНКОМ
ПРЕДОСТАВЛЕНО ПОЧТА-БАНКОМ

Просрочка пока не пугает

Один из наиболее близких аналогов отечественного Почта-банка —Почтовый банк Японии, однако есть и очень существенное отличие. Долгое время доходность капитала японского банка измерялась сотыми долями процента. В основном он собирал депозиты на текущие счета, затем эти деньги размещал в госбумаги. Позже банк начал предпринимать шаги по изменению своей стратегии, развитию высокомаржинальных продуктов и электронного бизнеса, кредитных продуктов, включая кредитные карты. Российский же Почта-банк с самого начала стал выдавать потребительские кредиты, кредиты наличными, кредитные и дебетовые карты, принимает вклады и оформляет перевод пенсии (тут стоит отметить, что кредитование населения было основой деятельности еще Лето-банка). Дополнительно в Почта-банке осенью стартует большая программа работы с компаниями малого и микробизнеса — им предложат полный комплекс услуг расчетно-кассового обслуживания.

В первом полугодии 2018-го кредитный портфель Почта-банка (до резервов) увеличился в 1,2 раза и достиг 255 млрд рублей. Портфель кредитов наличными увеличился в 1,2 раза и составил 214 млрд рублей. Портфель клиентских пассивов вырос в 1,3 раза и составил 229 млрд. Объем срочных вкладов увеличился в 1,2 раза, до 165 млрд рублей. Средства клиентов на сберегательных и текущих счетах выросли в 1,7 раза и составили 64 млрд рублей.

Такой сильный рост связан с тем, что банк активно привлекает новых клиентов, которым банковские услуги были малодоступны из-за отсутствия поблизости банковских отделений. «Есть эффект вовлечения аудитории, которая раньше не кредитовалась, — комментирует Павел Самиев. — Банки, которые специализировались на потребкредитовании населения, присутствовали в основном в крупных центрах, а в малых городах их не было. Ведет ли Почта-банк агрессивные продажи, которые приведут к привлечению маргинальной клиентской базы и, соответственно, к ухудшению качества обслуживания кредитного портфеля, пока трудно сказать».

Сергей Селянин также добавляет, что грамотно управлять рисками при этой модели можно, тем более что опыт у ВТБ есть. «Госбанку в любом случае банкротство не грозит, там могут себе позволить поиграть с разными моделями. У Почта-банка быстрорастущий кредитный портфель, поэтому уровень просрочки оценивать пока рано. Пока у банка умеренная просрочка», — заключает Сергей Селянин.

С другой стороны Игорь Алексеев считает, что, несмотря на планы банка диверсифицировать бизнес, флагманским направлением будет оставаться кредитование розничных клиентов, а именно выдача физлицам необеспеченных кредитов наличными. При этом, принимая во внимание отсутствие предпосылок для роста платежеспособности населения, высока вероятность роста дефолтности в розничном сегменте в 2019–2020 годах. «В этих условиях важно выстраивание взвешенной кредитной политики, ориентированной на снижение уровня розничного риска при сохранении необходимой доходности», — говорит эксперт.

В самом Почта-банке успокаивают, что уровень просрочки первого платежа (FPD10) сохраняет стабильно низкие показатели — менее 0,6%. По результатам первого полугодия доля проблемных кредитов (NPL) составила 9,5%. Прогнозные ожидания соответствуют этим же значениям. К тому же банк применяет комплексный подход к оценке заемщиков и использует скоринговые модели с учетом социального профиля клиента, анкеты клиента, уровня персональной кредитной нагрузки, а также различные внешние источники оценки (данные БКИ, ПФР и проч.). Все эти данные в совокупности позволяют прогнозировать платежное поведение клиента довольно точно. Модели постоянно совершенствуются, тестируются новые источники данных, применяется big data, используется машинное обучение. Что ж, только время покажет, насколько верны оценки Почта-банка. В любом случае в ближайшие год-два его активный рост продолжится.