Глава Банка России Эльвира Набиуллина дает понять,что ключевая ставка может быть повышена к концу года. «Сейчас немного факторов, которые бы говорили за снижение ставки. Есть значительное число факторов, которые говорят за сохранение ставки, и появились некоторые факторы, которые позволяют “положить на стол” вопрос возможного повышения ставки», — отметила она. Среди последних глава ЦБ упомянула повышенную волатильность на финансовых рынках и возврат инфляции к таргету быстрее ожидаемого. Напомним, к концу августа инфляция в годовом выражении достигла 3% — а это максимальные темпы с сентября прошлого года. ЦБ также признал, что в 2019 году инфляция может разово превысить 4%.
Кстати, вполне вероятно, что именно высказывание главы Центробанка помешало Минфину провести аукцион ОФЗ. Аукцион, в ходе которого должны были быть размещены облигации на 15 млрд рублей, не состоялся «из-за волатильности на финансовом рынке». «Я уже говорил, что мы не будем любым путем осуществлять заимствования, лишь бы привлечь ресурсы, не будем переходить на ГКО или резкое повышение доходности, нам это не нужно», — отмечал ранее Антон Силуанов. «Дорогие заимствования, которые будут давать неправильные, на наш взгляд, установки рынку, нам просто не нужны», — добавил министр. Он также отметил, что в случае, если будут реализованы санкции на отечественный госдолг, ведомство переориентируется на внутренние заимствования. А глава Минэкономразвития России Максим Орешкин в рамках Московского финансового форума и вовсе заявил, что запас ликвидности, имеющийся у государства, «спокойно может позволить России год не заимствовать в принципе».
Заканчивается очередной цикл развития жилищного рынка, главными элементами которого стали отмена долевого строительства и введение системы эскроу-счетов для девелоперских проектов, разворачивание программ льготной ипотеки и завершение нацпроекта «Жилье». Результаты неоднозначны. Главной цели нацпроекта — выхода на строительство 120 млн кв. м жилья в год — добиться не удалось. Ставка на доминантное развитие ипотеки привела к формированию дисбалансов: жилье подорожало вдвое, его доступность резко снизилась. Вдобавок модель стала слишком обременительной для бюджета: только в 2025 году на субсидирование ипотечных кредитов государству придется потратить астрономическую сумму — 2 трлн рублей.
Как выбираться из кризиса и что станет задачей следующего этапа жилищной политики обсуждаем вместе с обозревателем «Монокля» Алексеем Щукиным.
0.00 Вступление
02.51 Почему реформа жилищного рынка не удалась
08.30 Сильно ли жилищное лобби
13.30 Кто пролоббировал семейную ипотеку
19.45 Как посчитать себестоимость квадратного метра
26.51 Почему цены на жильё продолжают рост
33.15 Улучшилось ли качество жилья
37.30 Есть ли спасение от высотной застройки
50.00 Отказ от собственности в пользу аренды
59.30 Альтернативные решения для жилищного рынка