Хозяйство Медной горы

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
24 сентября 2018, 00:00

Начало освоения крупнейшего в России и третьего в мире месторождения меди — Удоканского — огромное по значимости событие для всей российской металлургии. А Забайкальскому краю он даст внушительный приток инвестиций, развитие инфраструктуры, новые рабочие места

«МЕТАЛЛОИНВЕСТ»
Читайте Monocle.ru в

Две недели назад в 700 километрах к северо-востоку от Читы, в Каларском районе, в торжественной обстановке был официально дан старт строительству горно-металлургического комбината «Удокан». Участники мероприятия под аплодисменты установили памятный камень и заложили в его основание капсулу с посланием будущим поколениям. Начались стартовые работы на месте будущего предприятия, о котором российские металлурги мечтали более полувека. Оно должно стать одним из гигантов не только российской, но и мировой цветной металлургии, производя красный металл, который в древности сравнивали с золотом.

Лунная местность

Забайкальский край богат на полезные ископаемые и особенно знаменит месторождениями меди. Однако в отличие от Урала (вспомним Хозяйку Медной горы Бажова) месторождения эти находятся в удаленных труднодоступных районах. Вот и знаменитое Удоканское месторождение медной руды: когда в 1949 году его обнаружила геологическая экспедиция под руководством Елизаветы Буровой, над отважной девушкой шутили: дескать, это все равно, что ты месторождение на Луне открыла. Действительно, местность в районе Удоканских гор можно сравнить с другой планетой — до ближайших больших населенных пунктов сотни километров гор и тайги, где нет ни дорог, ни электричества, а кругом медведи, вечная мерзлота, трескучие морозы зимой и жара с дождями и мошкой коротким летом.

Несколько десятилетий после открытия Удоканское месторождение не то что осваивать — его толком до конца исследовать не получалось. Ситуация немного изменилась к лучшему в 1970-е, когда начали строить Байкало-Амурскую магистраль, маршрут которой слегка скорректировали на север, в том числе с учетом богатых залежей Удокана. БАМ пролег относительно недалеко от месторождения — в 30 километрах южнее появилась железнодорожная станция Новая Чара.

Когда геологи провели более детальные исследовали, восхищение не могли сдержать даже видавшие виды специалисты: выяснилось, что Удокан — выдающееся месторождение не только для России, но и в мировом масштабе. Согласно подтвержденным по всем отечественным и международным стандартам исследованиям, ресурс Удокана — более 26 млн тонн меди, подобные неразработанные месторождения в мире можно пересчитать по пальцам — пожалуй, только Kamoa-Kakula в Конго да Pebble на Аляске.

Планы покорения: от ядерного взрыва до гидрометаллургии

Проекты извлечения столь значимых природных богатств Удокана начали появляться еще в середине 1960-х, причем некоторые из них были на грани фантастики: например, специалисты ядерного центра в Снежинске предлагали произвести так называемые вскрышу месторождения с помощью ядерного взрыва. Но эти оригинальные проекты не дошли до реализации, как, впрочем, и другие, более реалистичные предложения: грянула перестройка, за ней последовали непростые 1990-е, и разработка труднодоступных богатств Удокана осталась на бумаге.

В 1992 году лицензию на освоение Удокана получило российско-американское совместное предприятие «Удоканская горная компания». Но фактические работы на площадке месторождения так и не начались, а спустя шесть лет государство лицензию отозвало. Наконец в 2008 году лицензию на право разработки месторождения на открытом конкурсе приобрел Михайловский ГОК, а для реализации проекта была создана Байкальская горная компания (БГК), входящая в многопрофильную группу компаний USM, учредителем и главным акционером которой является Алишер Усманов.

Естественно, что, несмотря на существование обширной и наработанной многими годами изучения «информационной базы» месторождения, проект требовал современной геологической и технологической переоценки. В рамках решения этой задачи с 2010 года был проведен масштабный комплекс новых геологоразведочных работ. Было пробурено 75 километров геологических, гидрогеологических и геомеханических скважин, пройдено порядка 1,3 километра заверочных канав и переопробовано около 2,5 километра подземных горных выработок. Новые данные позволили компании обновить отчеты о минеральных ресурсах и рудных запасах уже в соответствии с международным кодексом JORC, утвердить новое ТЭО кондиций, а затем и обновленный подсчет запасов меди, попутных компонентов и полезных ископаемых Удоканского месторождения.

Работы действительно были масштабными ведь в XXI веке уже существовали совершенно другие технологические возможности, сложилась иная конъюнктура рынка и структура спроса на медь. Да и общие требования к подобным проектам претерпели существенные изменения. Необходимо было не только определиться с технологией добычи, но и с технологией переработки, которая позволила бы существенно сократить издержки за счет получения прямо «на месте» востребованной рынком продукции с высокой добавленной стоимостью.

Для решения этой задачи БГК в 2011 году приобрела опытно-промышленный комплекс, построенный на месторождении в 2006-м, но, по сути, не использовавшийся прежними владельцами. Новые хозяева серьезно модернизировали предприятие и загрузили его целой программой лабораторных и полупромышленных испытаний, которые в результате позволили разработать и запатентовать уникальную

флотационно-гидрометаллургическую технологию переработки удоканских руд. Существовавшие когда-то планы горно-обогатительного комбината превратились в проект комбината горно-металлургического, конечной продукцией которого станут сульфидный концентрат с высоким содержанием меди и медные катоды максимально высокого класса А — 99,9% меди.

Все это заняло довольно много времени, стоило немалых средств, но без этого было просто невозможно серьезно говорить о современной проектной стадии, на которую БГК вышла в 2017 году.

Сегодня компания уже завершила проектирование всех основных комплексов комбината: горнодобывающего, технологического, инфраструктурного, энергетического, вахтового поселка, водозабора, автомобильной дороги — и направила проектную документацию в Государственную экспертизу. А совсем недавно Центральная комиссия по разработке месторождений твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию (ЦКР-ТПИ Роснедр) согласовала технический проект разработки Удоканского месторождения. Фактически начат обратный отсчет к вводу месторождения в эксплуатацию.

Инфраструктура «кровеносная система» проекта

Понятно, что для развития масштабного промышленного гиганта на дальнем севере Забайкальского края жизненно важно было решить проблему развития инфраструктуры, прежде всего транспортной и энергетической. Переговоры на эту тему были сложные, но проблема уже решена. Строительство необходимой для проекта высоковольтной линии Тында — Чара ведется в рамках инвестиционной программы ФСК ЕЭС. Ввод объектов внешней энергетической инфраструктуры синхронизирован с графиком строительства ГМК «Удокан». Звучит скучновато, но надо понимать и масштаб ожидаемых результатов: на сегодняшний день пиковое потребление электроэнергии во всем Забайкальском крае составляет 1,2–1,3 ГВт. Выход же Удокана на полную проектную мощность предусматривает потребление 450 дополнительных мегаватт, то есть даст увеличение общего энергопотребления края почти на треть.

Что касается транспортной инфраструктуры, то здесь РЖД ведет работы по увеличению пропускной способности станции Новая Чара, которая позволит обеспечить обработку Удоканских грузов.

Кроме того, правительство Забайкальского края совместно с Минтрансом России и БГК ведут работы по реконструкции аэропорта Чара. При этом, чтобы не откладывать дело в долгий ящик, БГК за счет собственных средств готовит проектную документацию по реконструкции аэропорта.

Предприятие мирового масштаба

Согласно плану, горно-металлургический комбинат «Удокан» будет построен за четыре года: в конце 2021-го — начале 2022-го будут проведены пусконаладочные работы и предприятие перейдет в активный режим. В 2022 году здесь предполагается переработать первые шесть миллионов тонн руды. Далее мощность предприятия повысится до 12 млн тонн руды в год. А в дальнейшем новый гигант российской и мировой цветной металлургии предположительно выйдет на уровень переработки 48 млн тонн. На первоначальном этапе предприятие будет выпускать 130 тыс. тонн меди в год — это примерно четверть нынешнего российского выпуска. Продукция предприятия будут поставляться потребителям как внутри России, так и на экспорт, в качестве основных экспортных рынков рассматриваются Китай, Южная Корея, Япония и другие страны Юго-Восточной Азии.

Успешному развитию удоканского проекта способствует нынешнее состояние мирового рынка меди. В последнее время спрос и цены на нее растут: если по итогам прошлого года за тонну меди на мировых рынках давали 6100 долларов, то концу следующего года цена поднимется почти до 7000, а в следующем году — до 7700 долларов и будет расти и дальше.

Одновременно строительство и запуск медного комбината, безусловно, дадут мощный импульс развитию всего Забайкальского края: подсчитано, что налоговые поступления в бюджеты всех уровней от нового промышленного гиганта превысят 750 млрд рублей, и это в самом консервативном прогнозе. Естественно, львиная доля этих платежей будет направляться в краевой бюджет. Наряду с этим комбинат обеспечит край новыми рабочими местами — на первом этапе его работы число новых сотрудников достигнет 2400 человек. Словом, Удокан вдохнет в Забайкалье новую жизнь и станет хорошей базой для дальнейшего освоения других природных богатств края.