Минфин стесняется бюджета

24 сентября 2018, 00:00
ТАСС
Минфин не готов детализировать бюджет

Отсутствие детализации расходов — главная новинка проекта бюджета на 2019–2021 годы. Обычно Минфин в «Проекте основных направлений бюджетной политики» на трехлетний период расписывает источники доходов федерального бюджета и основные направления расходов — сколько идет на национальную оборону, экономику, ЖКХ, здравоохранение, образование и т. д. Однако на этот раз в проекте указан лишь общий объем расходов по годам и расходы на обслуживание госдолга, хотя источники доходов расписаны как обычно. Конечно, в конце концов детализация расходов будет опубликована, но напрашивается мысль, что Минфин либо не хочет до поры до времени давать пищу для обсуждений, сколько на какую статью планируется выделить и почему, либо пока просто не готов произвести расчет, так как конечные цифры будут зависеть от масштабных инфраструктурных проектов, а они еще не утверждены.

Мечта Минфина о профицитном бюджете сбылась   06-02.jpg
Мечта Минфина о профицитном бюджете сбылась

Не исключено, что это связано с профицитом: в ведомстве Антона Силуанова надеются, что вплоть до 2021 года включительно российский бюджет будет профицитным — а значит, вопросы о том, почему расходы, скажем, на социалку сокращаются в реальном выражении, будут звучать все чаще.

В остальном ничего нового нас не ждет. Повышение НДС, завершение налогового маневра с повышением НДПИ и снижением экспортной пошлины, повышение собираемости налогов с зарплат, единая информационная среда налоговых и таможенных органов, чтобы видеть весь путь товара, — ничего нового не содержится в проекте бюджета, который правительство одобрило на минувшей неделе.

Рост доходов в 2019 году дадут повышение НДС и дорогая нефть, структура ненефтегазовых доходов в 2019–2021 годах «остается стабильной», то есть от экономики правительство ничего хорошего не ждет.

В плане мероприятий, направленных на ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал и повышение до 25% их доли в ВВП, Минфин со своей стороны готов сформировать стабильные налоговые условия, то есть завершить тот самый нефтегазовый налоговый маневр, повысить НДС и зафиксировать ставку тарифа страховых взносов на уровне 30% (хотя изначально, напомним, повышение НДС обещали сопроводить понижением тарифа соцвзносов), отменить налог на движимое имущество и ускорить возмещение НДС экспортерам. Источником длинных денег Минфин видит индивидуальный пенсионный капитал и развитие инструментов страхования жизни, что у любого человека, знакомого с работой финансовых рынков, вызывает лишь недоумение.

В отношении развития инфраструктуры упоминается лишь Фонд развития в размере до 3,5 трлн рублей на период 2019–2024 годов, формироваться он будет за счет дополнительных государственных заимствований. Финансировать фонд будет проекты в сфере развития городской и цифровой инфраструктуры, межрегиональной связанности и др.

Целый перечень мер касается повышения эффективности расходования бюджетных денег, однако он тоже кочует из бюджета в бюджет, а тем временем в этом году объем средств, лежащих без движения на счетах госкорпораций, по данным Счетной палаты, вырос на 15 млрд рублей, до 155 млрд.