Промышленная статистика, равно как и некоторые опросные индикаторы деловой конъюнктуры, по итогам августа принесли разочаровывающие новости. Подъем продолжается лишь в добыче полезных ископаемых, тогда как в обрабатывающих отраслях появились признаки спада.
Вот как оценивает ситуацию в промышленности наш традиционно взвешенный комментатор Владимир Бессонов, заведующий Лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ: «Данные динамики промышленного производства в августе 2018 года и уточненные данные за предшествующие месяцы указывают на появление признаков прекращения подъема индекса промышленного производства после проведения сезонной корректировки. Но о смене тенденции динамики промышленного производства говорить пока рано»
В добыче полезных ископаемых с начала 2018 года наблюдается увеличение добычи нефти и резкое ускорение роста добычи природного газа, сменившееся в июле–августе снижением. Продолжается рост добычи и обогащения угля и антрацита. Объемы добычи металлических руд и добычи прочих полезных ископаемых снижаются с середины 2017 года.
В обрабатывающих производствах продолжается рост производства химических продуктов и химических веществ (несколько замедлившийся в последние месяцы), бумаги и бумажных изделий, изделий из пластмасс. С середины 2016 года интенсивный подъем демонстрирует производство мебели. С конца 2017-го заметно выросла обработка древесины и производство продукции из дерева (несколько снизившись в июле–августе), производство готовых металлических изделий, растет производство электрического оборудования. Продолжается подъем в производстве железнодорожных локомотивов и подвижного состава.
Некоторые тенденции настораживают. С начала 2018 года подъем производства пищевых продуктов сменился тенденцией спада умеренными темпами. В начале текущего года прекратился интенсивный подъем производства автотранспортных средств. С начала 2018 года снижается производство ювелирных изделий. Производство строительных материалов, заметно снизившееся с начала 2015 года, до сих пор не демонстрирует признаков перехода к подъему.
В августе ушел в минус Сводный опережающий индекс (СОИ), рассчитываемый Центром развития НИУ ВШЭ (минус 0,4% против 0,0% в июле), что почти исключительно объясняется снижением внутреннего спроса. К заметному снижению количества новых заказов добавилось небольшое наращивание запасов готовой продукции, что явилось лишним подтверждением снижения внутреннего спроса. Даже заметный рост нефтяных цен (на 37% по сравнению с августом прошлого года) и ослабление рубля (в обычном порядке это приводит к повышению ценовой конкурентоспособности отечественных производителей) не смогли компенсировать негативных последствий сокращения внутреннего спроса.
«В свете этих данных резкое падение СОИ, наблюдавшееся в предыдущем месяце, представляется неслучайным и действительно свидетельствующим о возникновении серьезных рисков, — считает Сергей Смирнов, заместитель директора Центра развития. — К сожалению, слабость внутреннего спроса вполне может привести к тому, что российская экономика вскоре вновь окажется в состоянии стагнации, несмотря на высокий уровень нефтяных цен».