Нынешний II Международный рыбопромышленный форум (МРФ) в Санкт-Петербурге оказался куда масштабнее предыдущего. В прошлом году Росрыболовство организовало его впервые, теперь это будет ключевое ежегодное отраслевое мероприятие в России. Год назад здесь решали дилемму о сотрудничестве/конкуренции в рыбной отрасли. Сейчас же ученые и эксперты из 42 стран взяли курс на 2050 год и попытались обсудить глобальные вопросы мирового рыбохозяйственного комплекса — от добычи и выращивания водных биоресурсов до потребления рыбной продукции.
«Возможно, к 2050 году мы научимся управлять поведением рыб и они сами пойдут в нужную нам точку Мирового океана. К примеру, сейчас российские ученые успешно контролируют лососевый хоуминг (процесс, когда рыбы возвращаются в водоем, откуда они появились). Возможно, появятся беспилотные рыболовные суда и принципиально новые орудия лова. Хотелось бы также получать дешевые и качественные белковые корма для аквакультуры из природного газа, а не из рыбной муки на основе гидробионтов. Все перечисленное не фантастика, а реальные инновационные разработки наших дней», — сказал глава Росрыболовства Илья Шестаков на форуме.
Рыбная отрасль в нашей стране — это динамично развивающийся сектор экономики. При обороте предприятий в 2017 году 310 млрд рублей (рост на 7% к предыдущему году) рентабельность рыболовного бизнеса превышает 60%. Для сравнения: сегодняшняя рентабельность добычи полезных ископаемых вдвое ниже (см. график 1). Кроме того, российские рыбаки ежегодно наращивают объемы вылова. В прошлом году суммарный вылов рыбы и морепродуктов составил у них 4,9 млн тонн (лучший показатель за последние двадцать пять лет, см. график 2), а нынешней осенью побит рекорд по вылову лососевых — 635 тысяч тонн (лучший показатель за сто лет).
На фоне других стран российская рыбная отрасль также выглядит неплохо. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организация Объединенных Наций (ФАО), мировой вылов рыбы и морепродуктов составляет около 95 млн тонн. На нашу долю приходится более 5,5% глобального объема добычи рыбы, это четвертое место в мире после Китая, Индонезии и США. Более трети выловленных объемов (в 2017 году — 2,1 млн тонн, см. график 3) российские рыбаки отправляют на экспорт, в основном в Японию, Китай, Южную Корею и страны ЕС.
2018 год — знаменательный для отечественных рыбаков. Истекает десятилетний период распределения квот на добычу водных биологических ресурсов (ВБР) и начинается новый (с 1 января 2019-го). По данным Минсельхоза, в рамках распределения текущих квот на ВБР объем заявленных инвестиций в отрасль от крупнейших рыбопромышленников составил 132 млрд рублей. На эти средства в ближайшие пять лет планируется построить 33 рыбопромысловых судна и 18 прибрежных рыбоперерабатывающих фабрик. Однако последние инициативы правительства в отношении рыбной отрасли внесли большую неопределенность в планы рыбных компаний и инвесторов. В основном эти инициативы касаются нового передела квот на рыбном рынке — возможно, произойдет отказ от исторического принципа в распределении квот, по-прежнему никак не решаются насущные отраслевые проблемы бизнеса и задача доставки рыбы до потребителя по доступным ценам.
Рыбное явление
Главные обсуждения на МРФ-2018 касались трех глобальных вызовов, которые перечислил в своем докладе глава Росрыболовства. Первый вызов — рост народонаселения. По прогнозам ФАО, в середине столетия население планеты составит 9–10 млрд человек. Всех надо будет обеспечить продовольствием, в том числе рыбой. Второй вызов — глобальное потепление. В связи с этим, к примеру, на Дальнем Востоке лососи мигрируют с юга на север, а к югу этого региона уже подходят тунцы и даже тропические акулы. И наконец, третий вызов связан с кризисом управления мировым рыбным хозяйством. Начиная с 1961 года глобальные темпы роста потребления водных биоресурсов вдвое превышают темпы роста народонаселения. Следовательно, возникает вопрос, насколько мы можем увеличить добычу и выращивание ВБР в мире, не истощая природных запасов и не нанося вреда экологии, — скажем, до 300 млн тонн или более (в перспективе максимальный вылов России может быть доведен до восьми миллионов тонн).
Между тем самих российских рыбаков интересовали не мировые тренды, а текущая ситуация в отрасли. «Основу мероприятия составили такие темы, как “Мировое рыболовство”, “Курс 2050: траектория совершенствования” и даже «Фантастическое будущее отрасли». Несомненно, отраслевые ученые, государственные стратеги и международные чиновники чувствовали себя в них как рыба в воде. Самим же российским рыбопромышленникам белых кресел на подиуме практически не досталось. А нам есть что обсудить», — считает председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. Например, самое яркое событие нынешней осени в рыбной отрасли России — рекордный вылов лососевых видов рыб на Дальнем Востоке. Путина еще не закончилась, но выловлено уже 635 млн тонн (предыдущий рекорд — 530 тыс. тонн в 2009 году). Интернет пестрит роликами, как рыбаки, испытывая дефицит мощностей по хранению и переработке, да и чтобы цены не упали, выбрасывают пойманную рыбу на берег. В свою очередь, Илья Шестаков не подтвердил слухи о подобном массовом варварстве, заметив, что ситуация действительно сложная, так как отрасль не была готова к таким рекордам. «Постепенно обстановка нормализуется, благодаря работе оперативных штабов рыба в больших объемах уже направляется в холодильники Приморского края», — говорит он. По словам Шестакова, по сравнению с прошлым годом цены на горбушу опустились почти вдвое и на Камчатке уже составляют 60 рублей за килограмм.
Вместе с тем рекордные выловы лососевых практически не доходят до перерабатывающих мощностей, например на севере нашей страны. «Своего сырья там не хватает», — говорит исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. По его словам, наиболее критическая обстановка складывается в Мурманской области. В этом году уже закрылись две фабрики: «Баренцрыба» и Северо-Западная промышленная компания. Еще четыре фабрики из-за нехватки сырья серьезно снизили свои производственные объемы: «Тресковый берег», «Рубин», «Акватория» и «Белокаменка». Выживают те рыбоперерабатывающие предприятия, которые аффилированы с самими рыбаками.
Другая важный для рыбаков вопрос, который игроки рынка не могут решить самостоятельно, — проблемы с контролирующими органами при перевозке рыбы и рыбной продукции из районов промысла в порты. Из-за нестыковки в законодательстве деятельность рефрижераторных транспортных судов сейчас рассматривается аналогично рыбопромысловым, то есть к перегрузке и перевозке рыбной продукции предъявляются повышенные требования, как если бы это был улов водных биоресурсов. В результате с рыбаков и транспортников требуют выплаты многомиллионных штрафов. И так получается, что сегодня рыбную продукцию проще выгружать в другие страны, чем завозить на российский берег. Это приводит не только к дефициту сырья, но и к росту его стоимости.
Однако главный нерешенный вопрос сегодняшнего дня связан с распределением квот на вылов ВБР. Напомним, что примерно три года назад в правительстве было принято решение о реформировании рыбной отрасли. Именно тогда возникла идея об обновлении основных производственных фондов (речь прежде всего идет о рыболовецких судах; сейчас их средний возраст составляет тридцать лет). Так появилась инвестиционная программа о распределении 20% квот «под киль», то есть тем компаниям, которые готовы строить новые суда и рыбопромышленные фабрики. Оставшийся объем квот планировалось передать рыбакам по историческому принципу на ближайшие пятнадцать лет.
Сегодня рыбаков беспокоит неопределенность: действие текущих квот истекает в конце декабря, а итоговые правила распределительной кампании по квотам продолжают меняться. Так, если в конце прошлого года всех ошарашила новость о крабовых аукционах, то потом чиновники заговорили и о рыбных аукционах. Недавно же правительство выступило с двумя новыми инициативами: распределение 50% квот на вылов краба с использованием механизма аукционов и снижение сроков действия квот на добычу ВБР с пятнадцати до трех-четырех лет. «Если последние законодательные инициативы будут реализованы, то будущее наступит для избранных. Мы как инвесторы имеем подтвержденную программу на 17 миллиардов рублей и неподтвержденную — на 27 миллиардов, потому что мы не понимаем, что будет дальше. И все разговоры наших коллег, которые также вложили деньги по инвестквотам, сводятся сейчас к одному: мы не понимаем: продолжать инвестировать и терять деньги или прекращать инвестировать и терять деньги. Наше будущее в тумане», — заключает исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Сергей Несветов.
Вырастить непросто
Отдельная сессия на форуме была посвящена развитию аквакультуры — именно на выращивание ВБР, а не на вылов, делается ставка в отношении 2050 года. Сейчас переломный момент: объем мировой аквакультуры практически сопоставим с объемами добываемой рыбы и морепродуктов — более 80 млн тонн. Согласно экспертным оценкам, пределы неистощимого вылова в Мировом океане колеблются от нынешней величины до 200 млн тонн. Человечество постепенно переходит от добычи к сельскохозяйственному выращиванию, а огромное количество акваторий уже закрыты для рыболовства.
Позиции российских рыбоводов скромны не только на мировой арене, но и на фоне местных рыбаков: в прошлом году было выращено 220 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, что составляет 4% отечественного вылова. В настоящее время всю аквакультурную продукцию в нашей стране производят 3200 предприятий, на которых задействованы 13 тыс. работников. Большая часть рыбхозов (82%) — малые хозяйства, в которых работает по три-пять человек, и они выпускают менее ста тонн продукции в год. Основные объекты аквакультуры — карповые виды рыб.
Между тем в планах Росрыболовства — утроить нынешние показатели к 2030 году, а к середине века довести объемы выращивания рыбы и морепродуктов до двух миллионов тонн. В дальнейшем должно произойти существенное перераспределение по видовому составу рыб — к примеру, увеличится количество предприятий, выращивающих лососевые породы. Будет также расти экспортная направленность аквакультуры, прежде всего по осетровым и сиговым.
Государственная поддержка будет в основном направлена на развитие индустриальных предприятий. Она базируется на четырех принципах. «Во-первых, это помощь с ветеринарным контролем, потому что основная беда при выращивании рыб — болезни, в один момент можно лишиться бизнеса. Во-вторых — улучшение нормативно-правовой базы. В-третьих, введение добровольной сертификации производства. И наконец, четвертым важным моментом станет так называемая система прослеживаемости, — система отслеживания передвижения рыбы по рынку: уже сегодня мы понимаем, какая продукция ввозится в нашу страну и что с ней происходит на внутреннем рынке», — рассказывает заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов.
Нынешним рыбоводам Василий Соколов также предлагает задуматься об органической аквакультуре — это наиболее перспективное направление производства для небольших предприятий: «У России есть ключевое преимущество — качественная вода, хорошие природные условия, которые позволяют выращивать экологически чистую продукцию. Принятый недавно закон «Об органической продукции», вступающий в силу 1 февраля 2020 года, на руку аквакультурным хозяйствам. Если они предпримут необходимые шаги для сертификации своих производств, то вскоре смогут не только повысить ценность выпускаемой продукции в глазах россиян, но и успешно конкурировать на мировых рынках», — говорит замглавы Росрыболовства.
Выступавший на форуме президент Союза осетроводов России Александр Новиков обратил внимание, что предприятиям также важно оказать поддержку в развитии селекции: «Еще недавно Россия была практически монополистом в выращивании осетров, однако наши технологии быстро распространились по всему миру. С каждым годом выдерживать конкуренцию с мировыми лидерами становится сложнее. Просто вырастить осетров уже недостаточно. Важно получить качественный продукт, приготовить пищевую икру. Для этого мы должны выводить новые гибриды рыб, которые будут максимально продуктивными».
«Главная проблема аквакультуры в России — отсутствие собственных технологий и неправильное применение зарубежного технологического опыта. Нельзя превысить возможности существующих водоемов, а новые проекты не всегда адаптированы к тем или иным регионам, — рассказывает партнер практики АПК компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. По ее мнению, сегодняшние наиболее успешные аквакультурные проекты развиваются по типу УЗВ (установка замкнутого водоснабжения) — они имеют хорошую экономику, но дорого стоят. Однако многие проекты тормозятся еще на стадии кредитования — получить инвестиционный кредит можно, но только при наличии существующего бизнеса.
За пределами форума участники рынка с сомнением говорят масштабные планы Росрыболовства по наращиванию производственных объемов в аквакультуре. «Наше развитие тормозит прежде всего низкий потребительский спрос на рыбу, — уверен директор компании “Бисеровский рыбокомбинат” (Московская область) Андрей Семенов. — В советское время наше и соседние предприятия входили в Мосрыбпром — “Егорьевский”, “Лотошинский”, “Малая Истра” и другие, вместе мы производили восемь с половиной тысяч тонн, а сейчас едва набираем две тысячи тонн. У многих наших коллег сохранились площадки, на которых можно разводить рыбу, поэтому если будет оказана помощь: в льготном кредитовании, снижении налоговой нагрузки и прочем, — то теоретически рыбхозы за пару лет смогут нарастить объемы. Другой вопрос: кому мы будем продавать рыбу? Сегодня даже в столичном регионе, который считается главным потребительским центром страны, существуют сложности с реализацией рыбной продукции».
Рыба как картошка
По данным ФАО, через три десятка лет даже по оптимистическому сценарию население нашей страны составит не более 150 млн человек (сегодня — 146,8 млн человек). Однако Росрыболовство не теряет надежды и рассчитывает, что потребление ВБР в стране будет расти. Согласно текущим данным, потребление рыбной продукции в России составляет 16,5 кг на человека в год (в мире — около 20 кг на человека).
По данным опроса ВЦИОМ, за последние два года россияне стали меньше потреблять рыбу и рыбную продукцию. «Сорок четыре процента жителей потребляют рыбу почти каждый день или несколько раз в неделю, в среднем это 421 грамм в неделю, две порции. Остальные россияне едят рыбу значительно реже. Наибольшее потребление зафиксировано на Дальнем Востоке, наименьшее — на Северном Кавказе. При этом морская рыба гораздо популярнее речной. Молодежь потребляет рыбу реже, чем старшее поколение, а многие молодые люди и вовсе не знают, как ее готовить», — рассказывает заместитель генерального директора ВЦИОМ Кирилл Родин. В рознице подтверждают эти данные. «В основном наш покупатель рыбной продукции — это женщины старше сорока лет, которые готовы тратить на рыбу примерно 500 рублей в месяц», — говорит директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Retail Group Станислав Наумов.
«С одной стороны, мы наблюдаем у потребителей тенденцию к здоровому образу жизни, а с другой стороны, в их головах хаос. Многие готовы платить, но не понимают, как надо выбирать рыбу, как проверять качество. Отношение к рыбе как к картошке — разница в размере и цвете. И еще мы видим, что потребители не умеют или не хотят разделывать рыбу, многие выбирают не цельную рыбу, а стейки, полуфабрикаты и так далее, — рассказывает директор по развитию компании «Рыбсеть» Полина Кирова.
Если же рассматривать позиции крупнейших рыбопромышленных компаний, то они хотя и понимают ценность внутреннего рынка, но зачастую мировые потребители для них интереснее. К примеру, вылов самого крупного рыбопромышленника в российской отрасли — компании «Норебо» по итогам 2017 года во всех районах промысла, включая зоны иностранных государств, составил около 600 тыс. тонн. Из этого объема на внутренний рынок уходит порядка 40%. «Россия в принципе производит больше рыбопродукции, чем население может съесть. И наш внутренний рынок рыбопродукции сейчас переживает не лучшие времена, так как реальные доходы населения падают и покупатель прежде всего смотрит на цену, а уже потом на качество. Тем не менее Россия остается для нас самым крупным рынком. Некоторые позиции мы полностью реализуем здесь, например сельдь, скумбрию, палтус, мойву», — рассказывает заместитель директора по международным вопросам и связям с общественностью компании «Норебо» Сергей Сенников.
Вторая по размерам вылова — Русская рыбопромышленная компания (РРПК) — пока работает в секторе b2b, но текущей осенью отправит на прилавки внутреннего рынка свою первую продукцию под брендом Nordeco. «Самостоятельно и в партнерстве с переработчиками мы приступили к выпуску линейки продукции из минтая», — поясняет директор по корпоративным коммуникациям РРПК Дмитрий Кравченко.
Развитие спроса требует большой системной работы, причем на всех уровнях, от рыбаков и перевозчиков до переработчиков и ритейлеров. «Чтобы повысить покупательский спрос, недостаточно создать привлекательный продукт. Важно сформировать потребительскую привычку», — говорит генеральный директор маркетинговой компании PMCG Павел Межеричер. В качестве отраслевого примера он приводит опыт Японии, где до середины прошлого века не знали, что такое икра минтая. Сегодня же японцы — одни из главных потребителей этой продукции в мире.