Театр и тексты Тони Роббинса

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
24 сентября 2018, 00:00

Как звучит американская версия ответа на вечный русский вопрос «Что делать?»

Тони Роббинс — автор таких книг, как «Беспредельная власть», «Разбуди в себе исполина», «Деньги. Мастер игры»

Первое выступление Тони Роббинса в России едва ли вызвало бы какой-либо общественный резонанс — мало ли сейчас проводится тренингов по саморазвитию, — если бы не его массовость: число посетителей семинара достигло двадцати шести тысяч (больше двух третей вместимости спорткомплекса «Олимпийский») — и исключительная цена на билеты: от тридцати до пятисот тысяч рублей. Не меньше недели активисты соцсетей недоумевали, как организаторам удалось продать такое количество билетов по такой цене на англоязычное психотерапевтическое шоу, информационной составляющей которого были, по общей оценке, «прописные истины». В общественной памяти ассоциативно вспыли звезды неканонической психотерапии конца восьмидесятых Анатолий Кашпировский и Алан Чумак. Посетители программы были заподозрены в чрезмерной наивности, избыточной доверчивости, повышенной внушаемости и, как следствие всего этого, в склонности к сектантству. И только иногда среди общего осуждающего хора раздавались отдельные голоса с робким предположением: «Может быть, это все-таки работает?»

Чтобы осознать причину успеха Роббинса, необходимо понимать, что мировой рынок коучинга — это миллиарды долларов. Еще пять лет назад в России число людей, которые идентифицировали свою профессиональную принадлежность как коучи, достигло тысячи. И это только верхняя часть айсберга. Подсчитать, сколько одновременно проходит семинаров, так или иначе связанных с темой саморазвития, в самых разнообразных форматах, в том числе вебинаров, открывающих перед коучами безграничные возможности, практически невозможно. Книга классика науки по саморазвитию Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности», выпущенная «Альпиной Паблишер» шесть лет назад, до сих пор остается их главным хитом. Оборот издательства «Манн, Иванов и Фербер», для которого литература по саморазвитию является одним из ключевых направлений, два года назад достиг миллиарда рублей. Instagram, наиболее бурно развивающаяся на сегодняшний день социальная сеть, наводнен блогами, авторы которых пишут о путях достижения успеха, как о уже пройденных, так и о тех, которые они еще только преодолевают.

Тони Роббинс пришел на уже подготовленную почву. Среди коучей он мегазвезда. Больше тридцати лет на рынке. Для приверженцев личностного саморазвития он как The Rolling Stones для меломанов. Но дело не только в этом. В отличие от большинства специалистов в этой же области Роббинс не читает лекции, он делает шоу, которое по эффекту воздействия на зрителей сопоставимо с рок-концертом. Одновременно это похоже на иммерсивный театр, который предполагает максимальное вовлечение зрителей в действие, происходящее даже не на сцене, а вокруг них самих. В фильме, снятом в 2014 году для сервиса Netflix «Я не ваш гуру», мы можем увидеть фрагменты одной из его программ «Встреча с судьбой», где Роббинс проводит индивидуальные сеансы психотерапии на глазах у всех. Он выбирает из зала нужного ему —человека — не случайного: его помощники предварительно исследуют аудиторию и подбирают персонажей, наиболее подходящих для задач, которые он должен решить перед остальной аудиторией.

После того как персонаж выбран, иногда это происходит спонтанно на публике, Роббинс вступает с ним в диалог и в этой части проявляет себя как опытнейшей, — а опыта ему не занимать — импровизатор. Он не только угадывает проблему — это может очень скучно сделать кто угодно, обладающий необходимым уровнем знаний и опытом, но Роббинс делает это максимально артистично. Если участник семинара рассказывает со слезами на глазах о какой-то очень серьезной психологической травме, полученной им в детстве, то Роббинс может заплакать вместе с ним, и это не выглядит искусственно. Даже если он это делает как актер, то исполняет свою роль самым выдающимся образом. В этот момент зал, который уже успели эмоционально «разогреть» музыкой, сопереживает происходящему на их глазах. Роббинс находит парадоксальное решение проблемы — в этом проявляется его мастерство. Участник семинара переживает настоящий катарсис, все остальные либо сопереживают ему, либо видят своими глазами, что даже самые трудные проблемы можно разрешить.

Рассказывая о своей методике в книге «Разбуди в себе исполина», Роббинс прямо говорит, что обучался методикам одиозного нейролингвистического программирования, а также гипноза Эриксона. Однажды, отчасти разочаровавшись в их эффективности (ему пришлось сталкиваться с тем, что эти методы если и дают эффект, то только временный), он усовершенствовал методику и произвел ее ребрендинг, назвав НАО — нейроассоциативной обусловленностью. Она позволяет настраивать «нервную систему на ассоциацию удовольствия относительно вещей, которых вам следует избегать, чтобы преуспевать в жизни, не прилагая ни постоянных усилий, ни воли». Но диапазон техник Роббинса не ограничивается НАО, по его собственным словам: «Все виды терапии какое-то время срабатывают, и все формы терапии когда-то перестают срабатывать». Роббинс работает с большой командой специалистов, в число которых входят и специалисты по маркетингу, изучающие запросы аудитории и ее реакцию на проведенные семинары. Роббинс создает продукт и старается сделать его максимально совершенным.

Несмотря на то что на его программы приезжают люди со всего мира, в том числе из России, Роббинс родом из США, и наиболее эффективен он в разрешении тех проблем, с которыми ему самому пришлось столкнуться в жизни. Во-первых, обретение финансового благополучия. Роббинс так описывает свои стартовые условия: «У меня, по сути, не было никаких финансовых ресурсов. Не было никакого инструктора, который мог бы указать путь к успеху, не было преуспевающих друзей или наставников, не было четких целей». Во-вторых, проблема избыточного веса: «Я с трудом передвигался, так как был очень толстым». Роббинс поднял свой доход с «суммы, достаточной лишь для поддержания своего существования, более чем до миллиона долларов в год, благодаря чему сменил свое скромное жилище (где мыл посуду в ванной, поскольку не было кухни) на мой нынешний дом, замок Дель-Мар… Постепенно я избавился от двадцати килограммов лишнего веса. Тогда же я встретил женщину своей мечты, женился на ней и создал семью, как мне того хотелось». У Роббинса были сложные отношения со матерью — сейчас это один из его козырей: благодаря этому он легко понимает людей, которые сталкиваются с проблемами в отношениях с родителями.

Еще одна фраза из книги Роббинса позволяет приблизиться к пониманию его феноменальной популярности в России: «Так как нам посчастливилось жить в капиталистическом обществе, каждый из нас имеет возможность осуществить свои мечты». Заслуга Роббинса в том, что он досконально изучил правила поведения в капиталистическом обществе. Его базовый тезис: «Более чем во что-либо другое я верю в то, что именно наши решения, а не условия жизни определяют нашу судьбу», то есть речь идет о том, что, по его мнению не «бытие определяет сознание», а сознание определяет бытие. Роббинс пишет об этом с такой убедительностью, что не поверить ему невозможно. Он программирует сознание своего читателя и посетителя своих программ и делает это намного сильнее, чем все информационные потоки, с которыми мы сталкиваемся, которые тоже так или иначе нас программируют: реклама, тексты, музыка, телевизионные программы. Вопрос лишь в том, какой это дает результат.

Массовое обращение к Роббинсу в «Олимпийском» сигнализирует о том, что Россия интегрировалась в глобальный мир. Здесь появились формация, которая предпочитает жить вопреки утверждениям основоположников марксистко-ленинской философии. Роббинс — часть этой глобальной культуры. Она близка и понятна той части российской аудитории, которая оказалась в состоянии приобрести билет на его программу в спорткомплексе «Олимпийский». Он призван быть в числе тех, кто балансирует сознание человека, вынужденного опираться только на собственные силы, жаждущего успеха, но не знающего, как его достичь. Случай с Роббинсом подталкивает к еще одному социально-экономическому обобщению: часть жителей России, в начале девяностых резко проскочивших из одной экономической формации в другую, до каких-то пор пребывала и, возможно, по-прежнему пребывает в представлениях, сформировавшихся где-то в семидесятых-восьмидесятых. Но уже сейчас появилась критическая масса людей, которая нуждается в таких, как Тони Роббинс. Он всего лишь тот, кто делает свое дело лучше всех остальных. Но на его месте мог быть и кто-то другой.

В отличие от Дейла Карнеги, который открыл для мира возможность манипуляции ближними, создавая у них ложное ощущение, что ими искренне заинтересованы, Стивен Кови в своих книгах, опираясь на исторический опыт, призывал человечество к внутренним изменениям. Роббинс, повторяя то, что было многократно сказано до него и так же призывая к внутренним изменениям, добавляет к этому возможность воздействия извне. То, что это воздействие происходит не индивидуально, а в огромных аудиториях, резко его усиливает. Роббинс знает сильные и слабые стороны своих методик и эффективно использует и те и другие. Если обобщить смысл его призывов, то он сводится к необходимости для каждого человека взять ответственность за свою судьбу, понять, что только он сам причина собственных проблем. Он знает, что в это не так легко поверить, намного проще обвинить в своих неудачах кого угодно, только не себя самого. Это и в самом деле неочевидно, но именно через этот выбор пролегает граница, отделяющая одно социальное, экономическое, психологическое пространство от другого. Кто-то уже там — карабкается на избранную им вершину. Кто-то еще здесь, и у него еще все впереди.