Байкальский регион, в который традиционно включают Иркутскую область, Бурятию и Забайкальский край, — одна из немногих территорий России, развивающихся в условиях разнонаправленных трендов. С одной стороны, отток населения, бюджетный дефицит, изношенная инфраструктура и обделенность федеральными программами развития (особенно по сравнению с аналогичным по условиям Дальним Востоком). С другой — мощная ресурсная база, близость к рынкам Китая и Юго-Восточной Азии (для пограничного Забайкалья это один из ключевых ресурсов развития) и декларируемый «поворот на Восток» в российской политике и экономике. О том, как формировать в таких условиях региональную повестку социально-экономического развития, губернатор Забайкальского края Наталья Жданова рассказала в интервью «Эксперту».
Регион в большой политике
— Основа экономики Забайкальского края — горнорудная промышленность, развиваемая крупными российскими холдингами. Как отразились на ее состоянии последние внешнеэкономические ограничения?
— Горнорудная отрасль исторически — в силу геологических особенностей Забайкалья — всегда была доминирующей, об этом свидетельствует сырьевой тип региональной промышленности. Конечно, нестабильная конъюнктура мировых рынков сырья может повлечь за собой снижение объемов производства. Но с учетом богатой минерально-сырьевой базы считаю, что угрозы как таковой для устойчивого развития региона нет. Судите сами: среднегодовой темп роста отрасли за период 2013–2017 годов — 106,3 процента, в целом индекс промышленного производства в крае вырос за этот период на 35,8 процента к уровню 2013 года. Рост достигнут за счет увеличения добычи угля, золота, а также производства свинцового и цинкового концентратов.
Этому способствует в том числе высокий спрос как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Учитывая, что поставки угля в основном ориентированы на потребителей, находящихся на территории края, санкции западных стран фактически не затронули угольную отрасль.
— Какие проекты развития в этой сфере вы могли бы отметить как знаковые?
— Прошедший год вообще оказался для нас знаковым — в отрасли запущены крупные проекты. Так, наряду с действующими началось освоение Дельмачикского, Наседкинского и Кирченовского золоторудных месторождений. Наращивает объемы добычи золота Александровский рудник. Знаменательным событием 2017 года стал, безусловно, ввод в эксплуатацию Быстринского ГОКа. В начале 2018-го Быстринский ГОК начал отгрузку медного и магнетитового концентратов в Китай.
— Программа развития Дальнего Востока в Байкальском регионе стала драйвером развития для Забайкальского края?
— К сожалению, Забайкальский край в составе Байкальского региона может принять участие только в одной из пяти подпрограмм госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». При этом объем федеральных бюджетных ассигнований в ее рамках не предусмотрен. Для сравнения: на аналогичную подпрограмму, касающуюся инвестпроектов Дальневосточного федерального округа, будет выделено 121,2 миллиарда рублей.
Тем не менее в рамках госпрограммы отбор прошли два наших инвестиционных проекта: одобрена реализация при господдержке инвестиционного проекта по строительству рудника № 6 ПАО ППГХО, а проект «Организация производства по добыче и переработке руды Александровского золоторудного месторождения» (ЗАО «Рудник Александровский») отправлен на доработку с резолюцией «Для скорейшего повторного рассмотрения».
В целом, я считаю, мы с федеральным центром работаем плодотворно. Так, в июле были подписаны изменения в федеральный бюджет, согласно которым будет профинансирован проект освоения Аргунского и Жерлового месторождений с прогнозным сроком реализации 2018–2025 годы в размере 958,6 миллиона рублей.
— В прошлом году статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) был получен вторым городом региона — Краснокаменском. Каковы первые итоги этой инициативы?
— На сегодня в реестре резидентов ТОСЭР зарегистрировано пять организаций. Резидентами уже создано 112 рабочих места и привлечено 119,6 миллиона рублей.
Отмечу, что три из пяти проектов довольно крупные и в настоящее время находятся в предынвестиционной фазе. Ввод в эксплуатацию производств планируется в 2019–2020 годах, выход на проектную мощность — в 2020–2021-м. Запуск проектов позволит создать 338 новых рабочих мест и привлечь три с половиной миллиарда рублей инвестиций. Потому основной эффект мы сможем оценить несколько позже.
Кто и как построит новую экономику
— В регионе наблюдаются довольно противоречивые демографические тенденции. С одной стороны, Забайкалье в третьем десятке регионов России по уровню рождаемости, с другой — непрекращающийся миграционный отток населения, особенно молодежи. У правительства региона есть рецепт борьбы с этой проблемой?
— Движение населения с востока на запад в нашей стране — известное явление, и Забайкальский край здесь не исключение. Только за семь месяцев этого года миграционный отток составил порядка трех тысяч человек. Основные причины смены места жительства, как и везде, — усиливающиеся территориальные различия в уровне жизни населения. Люди стремятся улучшить условия жизни и повысить материальное благосостояние, найти больше возможностей для профессионального и карьерного развития, элементарно найти подходящие вакансии.
Эту проблему мы, конечно же, видим. Ее решение — в создании более благоприятных условий жизни для населения края, в том числе по уровню оплаты труда, условиям для развития бизнеса. Мы активно выстраиваем системную поддержку малого и среднего предпринимательства. Важно, чтобы люди имели возможность приложить свои знания, умения в профессиональной деятельности.
В крае решаются вопросы повышения качества образования молодежи. Более 57 процентов подведомственных профессиональных образовательных организаций получили лицензии на подготовку по образовательным программам, соответствующим новым федеральным государственным образовательным стандартам среднего образования по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям. Эффективным решением проблемы трудоустройства молодых специалистов в образовании, здравоохранении и сельском хозяйстве является также целевая подготовка кадров. После обучения на контрактно-целевой основе молодые специалисты сразу трудоустраиваются.
— В июньском инвестиционном послании вы поставили задачу улучшить позиции региона в инвестиционном рейтинге на пять–семь пунктов. Если тезисно, за счет каких действий это планируется осуществить?
— Действительно, такая задача была поставлена перед правительством региона, но как стартовая, как первый импульс. Если тезисно, то для эффективной работы необходимо, конечно, четкое понимание целей и планирование. Прежде всего мы закрепили за каждым фактором национального инвестиционного рейтинга ответственных лиц, разработали «дорожную карту» по улучшению позиций Забайкальского края в этом рейтинге.
Работаем мы и над качественной обратной связью инвесторов и руководства края. Чтобы донести, какие сегодня меры и инструменты поддержки предлагает государство, разработан проект «Формирование сервисной поддержки малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае». В него заложены развитие молодежного предпринимательства, расширение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, образовательная и имущественная поддержка, лизинговые программы, многое другое. Серьезное внимание уделяется развитию сельскохозяйственной кооперации.
В этом году также готовится к запуску новая форма региональной поддержки — предоставление инвестиций в уставный капитал субъекта малого (среднего) предпринимательства для реализации инвестиционных проектов. Если проект покажет положительный результат, мы продолжим работу в этом направлении.
— Какой уровень инвестиционной привлекательности или иные показатели инвестиционного климата в крае были бы для вас приемлемы?
— Наверное, какое-то удовлетворение можно будет почувствовать, когда желающих вложить в экономику Забайкалья инвесторов будет много — и отечественных, и зарубежных. Когда сформируется и обкатается четкая, понятная и условно простая маршрутизация, в какие проекты можно вложить средства, на каких условиях, что для этого необходимо сделать.
Поворот на Восток
— Чувствует ли регион на себе выгоды от декларируемого «поворота на Восток» во внешней политике?
— Наше сотрудничество с приграничными провинциями Китая предопределено в силу геополитического положения Забайкалья. Отмечу, что успешно работающие совместные российско-китайские предприятия являются социально ориентированными. Прежде всего, инвесторы оказывают поддержку муниципальным образованиям, на территории которых они осуществляют свою производственную деятельность. Кроме того, в настоящее время идет преобразование всей торгово-экономической модели Евразии. Китайские инициативы в рамках проекта «Один пояс — один путь» воспринимаются в России с повышенным интересом. Подписанное в мае 2015 года лидерами двух государств совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути имеет стратегическое значение. Забайкальский край, имеющий протяженную границу с КНР, граничит сразу с двумя регионами Китая — автономным районом Внутренняя Монголия и провинцией Хэйлунцзян, находится на пересечении сразу трех инициатив: Евразийского экономического союза, китайского Экономического пояса Шелкового пути и монгольского Степного пути. И мы играем важную роль в реализации сопряжения всех этих трех инициатив.
— Существуют ли конкретные проекты развития этих инициатив?
— В Забайкальском крае действует ответвление Транссиба в Китай, а южный коридор этой магистрали заложен в транспортный каркас концепции «Один пояс — один путь». Для развития этого направления необходимо развивать приграничную инфраструктурe, прежде всего пункты пропуска и подъездные пути. И над решением этого вопроса мы работаем. Перспективным направлением в сфере развития логистической инфраструктуры Забайкальского края может стать создание логистических терминалов для продвижения российских товаров на рынок Китая. Мы также рассчитываем, что участие Забайкальского края в реализации концепции Экономического пояса Шелкового пути позволит придать импульс развитию трансграничного туризма по трехсторонним кольцевым маршрутам.
— Какие инвестиционные проекты, существующие или планируемые, для вас как губернатора региона в данный момент ключевые?
— Всего в регионе сейчас реализуется 41 инвестиционный проект, каждый из которых можно назвать значимым. Общая сумма вложений по ним составляет более 758 миллиардов рублей, в том числе уже инвестировано свыше 241 миллиарда. Создано более 6300 рабочих мест.
Особо выделю проект освоения Удоканского месторождения меди ввиду его масштабности и долгосрочности. О нем говорят уже много лет, и наконец началась практическая реализация. Нельзя обойти вниманием освоение Быстринского месторождения меди, в рамках более крупного проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края». Инвестор — ПАО ГМК «Норильский никель». Судьбоносное значение для моногорода Краснокаменска имеет проект «Освоение Аргунского и Жерлового месторождений (рудник № 6)». Здесь инвестором выступает Приаргунское производственное горно-химическое объединение (госкорпорация «Росатом»).
А вообще, каждый из реализуемых проектов достоин отдельного внимания. Ведь это новые рабочие места, существенные налоговые поступления в бюджеты всех уровней и импульс развитию экономики региона. Работы предстоит, безусловно, много. Но у нас есть силы, ресурсы и, главное, понимание, в каком направлении двигаться, каким образом стоящие перед нами задачи эффективно решать.