Пора в пятый класс

Людмила Колбина
1 октября 2018, 00:00

Запустив установку гидрокрекинга, «Орскнефтеоргсинтез» завершил первый этап программы модернизации и внедрения новой схемы производства нефтепродуктов

Читайте Monocle.ru в

«Орскнефтеоргсинтез» (Орский НПЗ, Оренбургская область) открыл новый комплекс гид­рокрегинга (сложного процесса переработки вакуумного газойля в высококачественные нефтепродукты — дизтопливо и авиакеросин) мощностью 1,6 млн тонн в год. На площади, равной нескольким футбольным полям, компактно разместились установка производства серы с блоком грануляции и отгрузки, азотная станция, блок оборотного водоснабжения, факельное хозяйство, понизительная подстанция, объекты химводоподготовки, а также собственно комплекс гидрокрекинга вакуумного газойля с секцией производства водорода. Инвестор — АО «ФортеИнвест», собственник ПАО «Орскнефтеоргсинтез» (входит в промышленно-финансовую группу «Сафмар») — вложил в модернизацию 40 млрд рублей. Использовались как собственные, так и заемные средства. Вся программа технологического обновления завода оценивается в 70 млрд рублей и рассчитана на 12 лет. Модернизация выводит предприятие в число лидеров по технологии переработки в России.

Плоды инвестиций

Запуском установки гидрокрекинга завод завершил первый этап программы модернизации и внедрения новой схемы производства нефтепродуктов, длившийся с 2012 по 2018 год и включающий в себя четыре пусковых комплекса. Ввод последнего позволит квалифицированно перерабатывать весь вакуумный газойль, что существенно увеличит глубину переработки в целом.

Новейшую технологию в области гидрокрекинга предоставил один из ведущих мировых разработчиков — компания Shell Global Solutions International B. V. До начала пусконаладочных работ зарубежные специалисты обучили персонал завода и провели комплексную проверку состояния оборудования и его готовности к пуску.

Работы начались в середине 2015 года, на проектную мощность комплекс вышел чрезвычайно быстро — спустя 33 месяца.

В пиковый период численность строительно-монтажного персонала на площадке доходила до двух тысяч человек.

Инвестиции уже приносят эффект: только в первом полугодии 2017 года «Орскнефтеоргсинтез» переработал по сравнению с аналогичным периодом 2016-го на 14% больше нефти (до 2,4 млн тонн), выпустил на 11% больше светлых нефтепродуктов, на 20 тыс. тонн (до 391,9 тыс. тонн) — автомобильных бензинов. Глубина переработки приблизилась к 82,23%.

Новая установка гидрокрекинга позволит увеличить глубину переработки сырья до 87%. По итогам этого этапа программы модернизации изменится товарная линейка: вакуумный газойль перестанет быть товарным продуктом, так как станет сырьем для установки гидрокрекинга; значительно увеличится выпуск авиационного керосина и дизельного топлива класса «Евро-5». Пятый класс — это наиболее экологичный дизель, кроме того, его можно использовать в условиях низких температур. Для российского рынка и климатических условий как раз то, что нужно.

Глобальная модернизация производства значима для всего региона. «Орскнефтеоргсинтез» снабжает регион и прилегающие к нему районы нефтепродуктами, на градообразующем предприятии Орска работает 2300 человек.

Стимулы к модернизации

Напомним, 1 июля 2016 года Россия официально перешла на использование топлива экологического стандарта не ниже «Евро-5». Стандарт предполагает пятикратное снижение в топливе сернистых соединений, а также уменьшение токсичности выхлопных газов. С 2011 по 2016 год на комплексную модернизацию НПЗ нефтяными компаниями затрачено около триллиона рублей. Многие игроки завершили подготовку к выпуску топлива по стандарту «Евро-5» раньше установленного срока: лидером стал «ЛУКойл», перешедший на этот класс с 2012 года. «Башнефть» перевела нефтеперерабатывающие мощности на «Евро-5» в первом квартале 2016-го. «Татнефть» намерена полностью обеспечить сеть фирменных автозаправочных станций бензином собственного производства стандарта «Евро-5» в этом году.

Другой фактор, подталкивающий к модернизации нефтепереработки в России, — геополитика: в связи с санкциями, введенными странами Европы и США, стране необходимо преодолеть зависимость от импорта продуктов нефтепереработки и нефтехимии, обеспечить конкурентоспособность соответствующей продукции российского производства и увеличить ее долю на международном рынке. Однако, по мнению специалистов, более 50% продукции отечественной химической и нефтехимической промышленности не может конкурировать с зарубежными аналогами как на внешнем, так и на внутреннем рынке по качественным характеристикам. Это обусловлено устаревшими перерабатывающими мощностями (большинство построено до 1991 года). Для полной модернизации химического комплекса страны требуются ежегодные инвестиции в размере 3–5 млрд долларов.

На Орский НПЗ до модернизации приходилось чуть более 2% всей перерабатываемой нефти, на экспорт завод отгружал около 3% от общего количества экспортируемых из Российской Федерации нефтепродуктов (лидирует по отгрузкам бензина в Афганистан и дизельного топлива — на рынки Казахстана и Таджикистана). Сегодня экспорт нефтепродуктов приоритет для «Орскнефтеоргсинтеза».