Момент энергетического парадокса

8 октября 2018, 00:00

Читайте Monocle.ru в

В ходе Российской энергетической недели политики, чиновники высокого ранга, бизнесмены, эксперты и прочие активно обсуждали цену на нефть и факторы, влияющие на ее движение, мировой рынок сжиженного природного газа, строительство газопроводов, возобновляемые источники энергии и другие важные вещи. Форум прошел на высоком уровне, с участием первых лиц государства.

В это же время на несколько другом уровне — на интернет-форумах многоквартирных домов, в чатах WhatsApp и группах «ВКонтакте», да и просто в офлайн-разговорах — граждане страны обсуждали идею правительства о введении социальной нормы потребления энергии для населения. Суть которой в том, что домохозяйства должны оплачивать электроэнергию по существующей цене только за ее определенный объем — 300 кВт⋅ч в месяц, то, что свыше этого, — по повышенному тарифу, а от 500 кВт⋅ч и вовсе, как пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на документы правительства, по «экономически обоснованному».

Цели как всегда благие. Во-первых, снизить объем перекрестного субсидирования (промышленность платит за электроэнергию больше, тем самым снимая часть нагрузки с населения). Во-вторых, стимулировать энергосбережение, заставить граждан экономить. Но желание ограничить потребление электроэнергии населением вступает в противоречие с тезисом о повышении качества жизни. О каком качестве жизни можно говорить без стиральной и посудомоечной машин, бойлера, который используется в период плановых (и не только) отключений горячей воды, кондиционера, теплых полов? Использование всего этого выводит среднее домохозяйство далеко за предложенную норму потребления. И это мы не говорим об электрокотлах, которые используются в домах для отопления в стране, экспортирующей газ, поскольку до домохозяйств самой страны трубы с этим самым газом протянуты далеко не всегда. Надо, наоборот, стимулировать рост энергопотребления, а не ограничивать его. Больше загрузка мощностей, выше коэффициент использования установленной мощности электростанций — дешевле электроэнергия. При той же марже генерирующих компаний. Дешевле электроэнергия — больше загрузка мощностей. И далее по кругу. Сейчас же предложено собрать больше денег за тот же объем, заставить платить больше тех, кто больше потребляет: прогрессивная шкала платы за электроэнергию.

Что же касается перекрестного субсидирования, то промышленность закладывает повышенную стоимость электроэнергии в цену произведенных товаров, которые в итоге покупает население.

Но на самом деле это всё мелочи. Принципиально другое. Объективные факты свидетельствуют, что с чем с чем, а с обеспеченностью энергией по приемлемой цене у нас все должно быть просто отлично. Мы добываем нефть, газ и уголь. Мы лучшие в мире в сфере атомной энергетики, у нас много рек, есть территории, где количество солнечных дней приближается к количеству календарных, а есть те, где почти непрерывно дует сильный ветер.

У нас избыток генерации. При установленной мощности 239 ГВт пиковое потребление — чуть более 190 ГВт. Почти 50 ГВт — лишние. Да, часть из них — «живопырки», неэффективные станции, которые генерирующие компании держат специально для того, чтобы задирать тариф. Но кто мешает почистить от них рынок? Не укладывается в установленный порог себестоимости — значит, неэффективна. Закрыть! Благо новых, более эффективных станций настроили более чем достаточно. Рост цен на электроэнергию у нас в последние десять лет — после реформы РАО ЕЭС, целью которой было остановить этот самый рост цен, — существенно обгоняет инфляцию, а стоимость электроэнергии уже выше, чем в ряде стран, которым мы продаем газ и которые используют его для производства электроэнергии.

Мы имеем мощный научно-технический задел в сфере электроэнергетики и опыт в построении уникальных энергосистем. Но при этом проект Глобального энергетического объединения, который может полностью изменить мировую систему производства и распределения электроэнергии, предложен и продвигается Китаем. Мы же, несмотря на возможность поучаствовать в нем и получить свою — весьма неплохую — долю от этого пирога, фактически самоустранились.

Мир уйдет вперед, а мы так и будем камлать на цену нефти, а когда она окажется низкой, собирать деньги с нищающего населения.