Средний чек в сетях крупнейших ритейлеров, «Ленты», «Магнита» и X5 Retail Group, за девять месяцев 2018 года сократился на 0,3, 0,2 и 0,4% год к году соответственно, с поправкой на размер инфляции. Падение среднего чека означает снижение покупательского спроса в целом, когда покупатели начинают тратить меньше денег за один поход в магазин. Люди все больше ужимают свои расходы, стараются покупать более дешевые товары или отказываются от покупки не самых нужных вещей, и это происходит на фоне роста цен на продукты питания: в третьем квартале он составил 1,6%.
Интересно, что такая новость пришла вскоре после заявления министра труда и социального развития Максима Топилина о беспрецедентном росте зарплат в 2018 году. По его словам, благодаря повышению МРОТ зарплаты россиян выросли на 11,1%. Это заявление вызвало сомнения, и министерство вынуждено было пояснить, откуда его глава взял такие цифры. По данным Росстата, за девять месяцев 2018 года такими темпами росли номинальные зарплаты. Региональные правительства и предприниматели были вынуждены их повысить, чтобы выполнить указы президента. И цифра 11,1% как раз показывает результат этой меры. Другое дело, что, по данным того же Росстата, реальные располагаемые доходы граждан в 2018 году продолжают сокращаться. В сентябре этот показатель сократился на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то есть, хотя зарплаты выросли, денег у людей больше не стало.
Это не означает, что ведомство Топилина лукавит или манипулирует данными. Дело в том, что показатель «Доходы» включает в себя как официальную заработную плату, так и скрытую часть оплаты труда. «Происходит изменение пропорций между скрытой оплатой труда и открытой», — поясняет Татьяна Малева, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Так получается, когда повышение зарплат не основано на экономическом росте, а осуществляется во исполнение приказов «сверху». Предприниматели вынуждены бóльшую часть заработной платы выплачивать официально, и делают они это за счет сокращения ее неофициальной части. В итоге доходы падают, люди продолжают жить в режиме экономии, сокращая свои траты с каждым походом в магазин, и все это происходит на фоне роста официальной зарплаты при слабом экономическом росте и при том, что треть предприятий убыточны, то есть резервов для реального повышения зарплат у них особо нет.