Другой полюс красоты

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
5 ноября 2018, 00:00

Книга Леонарда Корена демонстрирует одну из характерных культурных ситуаций: когда национальные ценности какой-либо страны оказываются близкими человеку, для которого они являются не внутренним опытом, а приобретенным. Корен пытается на пальцах объяснить, что такое ваби-саби, из опасения, что сами японцы перестанут его ценить. Между тем именно принцип ваби-саби — один из самых существенных вкладов японцев в мировую культуру, одновременно позволяющий им обособиться в ее многообразной палитре. Он подразумевает ценность простого и внешне невзыскательного и, по версии автора, возник как противовес общепринятой тяге к роскоши. Однажды японцы сами научились ценить несовершенную форму, усмотрев в несовершенстве не что иное, как проблеск истины, но даже не попытались объяснить это всем остальным, видимо, предполагая, что невыразимость ваби-саби — часть ее сущности.

Корену удается опровергнуть этот тезис. Он коротко (в книге меньше ста страниц), но емко раскрывает сущность принципа неброской красоты. Чтобы быть понятным западному читателю, сопоставляет ваби-саби с модернизмом, и выясняется, что если первый предполагает рационалистическое познание мира, то второй в этом случае опирается на интуицию; в рамках первого стремятся найти универсальные решения, а второй предполагает поиск решений индивидуальных. Сторонники первого верят в прогресс, второго — утверждают, что прогресса не существует. Если в первом случае люди адаптируются к машинам, то во втором — к природе. Эта небольшая книга, помимо того что посвящает нас в одну из особенностей японской культуры, предлагает видение системы принципов существования человечества. Если всмотреться повнимательнее, то она представляет собой противостояние модернизма и ваби-саби. И побеждает то один, то другой. Каждый приносит свои плоды.

 

Леонард Корен. Ваби-саби. Японская философия для художников, дизайнеров и писателей. — М.: Манн Иванов и Фербер, 2019. — 96 с.