Философия поражения

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
5 ноября 2018, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Книга написана к юбилейной дате: на днях исполнилось 80 лет со дня рождения писателя. Олег Лекманов и Михаил Свердлов — авторы лучшей биографии Сергея Есенина, и присутствие их имен на обложке уже выглядит многообещающе. И ожидания читателей от текста авторов, можно сказать, специализирующихся на биографиях литераторов-алкоголиков, оправдываются. Хотя тем, кто успел полюбить повествование Лекманова и Свердлова о Есенине, совсем не обязательно понравится текст о Ерофееве. Оба в своем увлечении алкоголем достигали фазы белой горячки, но природа их тяги к спиртному была разной.

Если Есенин сознательно пробуждал в своей душе темные силы, однажды ставшие основанием его поэтического творчества и залогом успеха, то для Ерофеева распитие спиртных напитков — часть его пренебрежения к общепринятым социальным нормам. Первый пытался возвыситься над обществом, второй стремительно по отношению к нему понижался. Обладая невероятной способностью поглощать информацию, Ерофеев умел еще и пить не пьянея. Это сочетание породило общепризнанный литературный шедевр — поэму «Москва — Петушки».

Как мы узнаем из книги, Ерофеев написал ее в тридцать два года и сразу стал звездой отечественного самиздата, не перестав при этом ни пьянствовать, ни вести скитальческий образ жизни. Уже в тридцать пять организм писателя стал давать сбой, он утратил свою чудесную способность оставаться трезвым при любом количестве выпитого, а в состоянии алкогольного опьянения теперь становился агрессивным. Описание того, что происходило с ним дальше, больше похоже на историю болезни. В оставшееся ему до конца жизни время он успел написать еще одно произведение большой формы — пьесу «Вальпургиева ночь» и даже вкусить плоды обрушившейся на него всемирной литературной славы. Биография Лекманова, Свердлова и Симановского канонизирует его уже как классика русской литературы.

 

Венедикт Ерофеев: посторонний / О. Лекманов, М. Свердлов,

И. Симановский. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. — 464 с.