Россия за истекший год поднялась на четыре ступеньки в рейтинге легкости ведения бизнеса (ЛВБ) Мирового банка — теперь она 31-я из 190 обследованных стран. Темп продвижения вверх слегка замедлился — в прошлом году мы поднялись на пять ступенек, опередив на одну позицию Казахстан. В этом году Казахстан поднялся сразу на восемь позиций, вырвавшись вперед России на три строчки.
Впрочем, в БРИКС по метрике ЛВБ мы по-прежнему лучшие: Бразилия занимает 109-е место, ЮАР — 82-е, Индия — 77-е, Китай — 46-е. Правда, прогресс китайцев и индийцев пугающий: Индия еще в прошлом году замыкала первую сотню стран рейтинга, а Китай болтался на малозавидном 78-м месте.
Среди сюрпризов верхней части списка — шестое место Грузии, скакнувшей за последние два года вверх на целых десять позиций, обогнав Норвегию и подойдя вплотную к Южной Корее, и десятое место Македонии, умудрившейся пролезть вперед Швеции, Эстонии и Финляндии.
Ну а первые два места в списке третий год подряд занимают Новая Зеландия и Сингапур.
Более или менее значимый прогресс в метрике ЛВБ Мирового банка Россия в нынешнем году продемонстрировала только по двум параметрам. По качеству и срокам получений разрешений на строительство наша страна поднялась сразу на 67 позиций — со 115-го на 48-е место. В пояснениях к докладу составители рейтинга отмечают достигнутый Россией прогресс в ускорении сроков получения разрешений на стройку, а также усиление контроля в процессе строительства за счет внедрения риск-ориентированных инспекций. Правда, эксперты Мирового банка делают оговорку, что эти новации относятся только к Москве и Санкт-Петербургу.
Второй субкритерий, по которому позиции России заметно улучшились, это (вы будете смеяться!) получение кредитов. По данному критерию мы увеличили свою абсолютную оценку на пять пунктов, до 80 (из 100 возможных) и переместились с 29-го на 22-е место. Попытка разобраться в «начинке» данного критерия приводит к следующим результатам. Дело в том, что в этом субрейтинге составители рассматривают лишь два параметра: легкость взыскания залога и охват рынка кредитными бюро. И никак не учитывается, скажем, уровень реальной процентной ставки. Получается, что качество деловой среды в данном случае оценивается исключительно с точки зрения банков, а не компаний-заемщиков.
Все перечисленные и многие другие сюрпризы рейтинга свидетельствуют, что его методика сфокусирована на весьма узком наборе черт национального бизнес-климата, прежде всего связанных с качеством бюрократических процедур, сопровождающих рождение и развитие компаний. В то же время такие важнейшие аспекты бизнес-среды, как коррупция, уровень квалификации рабочей силы, масштаб экономики и (или) близость экономики к крупным рынкам, качество услуг инфраструктуры (кроме тех, которые касаются международной торговли и получения электроэнергии), прозрачность государственных закупок, этим рейтингом не затрагиваются. Даже такие, казалось бы, «профильные» для рейтинга сферы, как сертификация и лицензирование бизнеса, остаются за скобками.
В майских указах президента РФ 2012 года ставилась задача к 2018 году добраться до 20-й строчки в рейтинге ЛВБ. Как видим, этого не случилось. Впрочем, как показал наш экспресс-анализ, этот рейтинг слишком формальный, чтобы всерьез болеть за наше место в списке. Майский указ главы государства 2018 года свободен от каких-либо упоминаний о ЛВБ. И это радует куда больше, чем наше нынешнее место в списке.
Для фанатиков рейтингов заметим на прощание, что место России в нем неплохое — следом за Испанией и выше Франции.