Уже до конца года «Вертолеты России» представят на утверждение Минобороны России концепцию перспективного боевого вертолета (ПБВ). Как заявил гендиректор холдинга Андрей Богинский, над проектом сейчас работают два конструкторских бюро: Миля и Камова, но заказчику предстоит выбрать одно, наиболее предпочтительное решение.
Уже известно, что новая машина будет иметь соосную схему расположения несущих винтов, сможет развивать скорость порядка 450–500 километров в час и летать без дозаправки на расстояние свыше тысячи километров. «У нее появятся крылья, а шасси будет убираться в полете во внутренние отсеки. При этом экипаж планируется разместить так же, как на Ка-52: два человека в ряд, бок о бок», — говорят военные.
Первый полет новый российский ударный вертолет, как ожидается, совершит в 2025 году, а его серийное производство начнется ближе к концу следующего десятилетия. Ни о стоимости проекта, ни о закупочной цене новой машины наши военные не сообщают. Известно только, что ПБВ будет оснащаться ракетами «Атака» и «Вихрь», которые способны поражать цели на расстоянии более 14 километров. Тем не менее можно предположить, что весь проект обойдется примерно в 3–5 млрд долларов. А стоимость серийных экземпляров составит около 15 млн.
Напомним: программа разработки новых скоростных вертолетов, включая гражданскую и военную версии, стартовала в нашей стране в начале 2011 года. А уже четыре года спустя впервые поднялся в воздух демонстратор технологий — летающая лаборатория, созданная на базе ударного вертолета Ми-24. Главное ее новшество — несущая схема, которая позволяет отодвинуть срыв потока с лопастей несущего винта и увеличить скорость вертолета при сохранении его классической компоновки. Не секрет, что сейчас все вертолеты, выполненные по классической схеме: с одним несущим винтом и одним хвостовым рулевым винтом, — имеют шарнирную подвеску лопастей. Такая подвеска дает им возможность совершать маховое движение, обеспечивающее балансировку вертолета. Но маховое движение лопастей из-за срыва потока воздуха на них ставит предел увеличению скорости вертолета — не более 350–370 километров в час. Все дело в том, что, двигаясь по кругу, концы лопастей проходят участок, на котором их скорость складывается со скоростью движения вертолета. Срыв потока происходит, когда суммарная скорость (скорость движения лопастей относительно воздуха) превышает скорость звука, в результате чего машина теряет управляемость. Однако наши конструкторы применили ряд ноу-хау, позволивших отодвинуть срыв потока с лопастей.
И хотя превысить рубеж 450 километров в час на демонстраторе технологий не удалось (при тестах машина разгонялась лишь до 407), в ходе испытаний специалисты получили огромный массив данных по использованию новых цельнокомпозитных лопастей несущего винта. Он наверняка будет задействован при постройке гражданского скоростного вертолета, выполненного по традиционной схеме. Эти лопасти созданы с использованием новейших разработок в области прочности и композиционного материаловедения и обладают улучшенными аэродинамическими характеристиками. Но недостаточно высокая скорость демонстратора не устроила наших военных, поэтому для нового ударного вертолета выбрана соосная схема, которая исключает срыв потока и позволяет достичь требуемых 450 километров в час.
Впрочем, главный вопрос в том, зачем нам вообще потребовалась столь дорогостоящая программа. Не секрет, что во всем мире, за исключением США, создание новых скоростных ударных вертолетов признано нецелесообразным. «Боевые вертолеты как класс военной техники стоят перед лицом экзистенциального тупика, который в последние десятилетия обычно приписывают танкам. Они стали очень дорогими и уже сопоставимы по цене с легкими учебно-боевыми самолетами. Но при этом они чрезвычайно уязвимы, — говорит заместитель директора Центра АСТ Константин Макиенко. — Учитывая плотную насыщенность современных армий ПЗРК, в случае серьезного конфликта вертолеты будут нести огромные потери». Более того, почти все задачи, которые сейчас решают ударные вертолеты, уже в ближайшем будущем планируется возложить на куда более дешевые беспилотные летательные аппараты. Наконец, по мере развития искусственного интеллекта именно беспилотники практически полностью вытеснят винтокрылые машины.
Заметим, что в США программы создания новых ударных вертолетов продвигаются без видимого прогресса. Так, попытка сделать малозаметный боевой вертолет RAH-66 Comanche с эффективной поверхностью рассеяния в 360 раз меньше, чем у основного ударного вертолета ВВС США Apache, с треском провалилась. Несмотря на то что эта машина прошла все стадии опытно-конструкторских работ, проект по экономическим причинам пришлось закрыть. Вместо него Sikorsky Aircraft (входящая теперь в Lockheed Martin) приступила к разработке скоростного вертолета S-97 Raider. Прототип этой машины даже установил неформальный рекорд скорости для вертолетов, разогнавшись до 460 км в час, но в прошлом году S-97 Raider во время испытаний совершил жесткую посадку, в результате чего машина частично разрушилась. И хотя американцы в итоге доведут ее до серийного производства, большой необходимости в таком классе вооружений у них нет: все задачи, возлагаемые на ударные вертолеты, в ВВС США успешно решают беспилотники Reaper и Predator.
Иное дело Россия. У нас таких аппаратов пока нет. Более того, программу создания тяжелого ударного беспилотника «Альтаир» Минобороны России закрыло буквально на днях. Так что новый скоростной боевой вертолет нам все-таки понадобится.