Связной доставит

Вера Кузьмина
корреспондент журнала «Эксперт»
5 ноября 2018, 00:00

«Связной» запустил сервис доставки посылок «Связной Экспресс», который работает по всей России, предлагает средние цены на свои услуги и быстрые сроки доставки, а значит, сможет составить конкуренцию «Почте России» и другим игрокам логистического рынка

ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОБЪЕДИНЕННОЙ КОМПАНИЕЙ «СВЯЗНОЙ | ЕВРОСЕТЬ»
Читайте Monocle.ru в

Розничная компания «Связной» запустила сервис доставки «Связной Экспресс»: физические лица через салоны «Связного» смогут отправлять и получать небольшие посылки. Для этого достаточно оставить заявку на сайте, принести посылку в ближайший магазин «Связной» и указать адрес магазина, удобный для получателя. Сейчас сервис работает в 500 городах и 1000 магазинах, но «Связной» планирует расширять географию по всей России.

Услуги нового сервиса доставки могут оказаться востребованными — рынок логистики на внутреннем рынке сейчас растет: по данным Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), в 2017 году по России было переслано приблизительно 190 млн посылок, а по итогам 2018-го ожидается заметный рост — до 220–230 млн. Рост спроса на такие услуги подтверждает и лидер рынка доставки посылок «Почта России»: по ее данным, объем внутренних посылок в компании по итогам девяти месяцев этого года составил 65 млн штук, это на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

До конца года «Связной Экспресс» планирует доставить 100 тыс. посылок. «Рынок электронной коммерции постоянно растет, множество людей продают разные товары, и “Связной” имеет все необходимые ресурсы, чтобы предоставить качественный сервис передачи посылок», — говорит «Эксперту» Давид Борзилов, вице-президент по продажам объединенной компании «Связной-Евросеть». Под ресурсами компании подразумевается возможность конкурировать за счет быстрой доставки — от одного дня, широкой сети магазинов, а в отдельных случаях — более низких цен доставки, чем у аналогичных сервисов.

У «Связного» есть фора

Рынок сервисов доставки посылок в России довольно разнообразен. Помимо «Почты России» (самая большая сеть отделений — 42 тыс., сеть логистических маршрутов, связывающих между собой удаленные регионы) есть и несколько других компаний, среди крупных — Boxberry, СДЭК, DPD, PickPoint, а также множество средних и мелких служб. Крупные компании специализируются на доставке посылок по всей России, небольшие сервисы ориентируются на региональную и внутригородскую доставку. «Связному Экспресс» предстоит конкурировать и с теми и с другими. У «Связного» для этого уже есть большое количество точек, свыше тысячи, и, что актуально для крупных городов, они расположены у метро, и это удобно: зайти в «Связной» и отправить посылку можно по пути на работу. Компания предполагает, что, обращаясь в салон «Связного» для отправления или получения посылки, клиент может заодно купить там и те или иные товары.

Кроме того, «Связной» начинает новый вид бизнеса не совсем с нуля: летом этого года он объединился с «Евросетью», у которой похожий сервис «Евросеть Логистик» работает на рынке с 2011 года. Правда, он специализируется на работе с корпоративными клиентами, но его опыт все же может помочь новому сервису. По словам Давида Борзилова, если в 2017 году доход «Связного» и «Евросети» от коммерческих перевозок составил 1,6 млрд рублей, то по итогам 2018-го выручка объединенного ритейлера от этих услуг увеличится до 2,5 млрд (ежемесячно через логистическую сеть компании проходит около 700 тыс. единиц груза).

Компании по доставке посылок считают «Связной Экспресс» конкурентоспособным, поскольку «Связной» вышел на рынок с хорошей стартовой базой: узнаваемый бренд, сеть магазинов и свои клиенты: «Несмотря на то что на долю “Почты России” приходится более 70 процентов российского посылочного рынка, мы наблюдаем довольно серьезную конкуренцию со стороны частных компаний», — говорит Сергей Малышев, заместитель генерального директора «Почты России» по посылочному бизнесу и экспресс-доставке.

Чтобы преуспеть на рынке, «Связному» необходимо следить за сроками доставки и скоростью обслуживания, считают в компании Boxberry. «Это интересный сервис, который имеет все предпосылки для успеха. У компании удобный сайт и большое количество отделений, что имеет большое значение для их потенциальных клиентов. Если они смогут выдержать заявленные сроки доставки, а также смогут обеспечить прием и выдачу отправлений в отделениях в пределах трех минут, проект может иметь коммерческий успех», — считает Михаил Конев, руководитель производственного департамента службы доставки Boxberry.

При этом для достижения успеха немаловажной будет и работа с потенциальной аудиторией: сервис «Связного» ориентирован на сегмент отправлений посылок физических лиц, а это, по данным Boxberry, по большей части пользователи сервисов объявлений, таких как «Юла» и Avito: «Крайне важна совместная работа с этими площадками. Именно через них проходит основной трафик товарных сделок между физическими лицами, которые заинтересованы в такой услуге», — считает г-н Конев. Давид Борзилов полагает, что сервис будет востребован не только частными отправителями, но и небольшими интернет- и инстаграм-магазинами, которые предлагают доставку по всей России.

Скорость, цена и сохранность груза

Посылка из Москвы в Санкт-Петербург среднего размера обойдется клиенту «Связного» в 320 рублей. У «Почты России» такая доставка будет стоить 360–460 рублей. Между тем, например, доставка посылки среднего размера из Москвы в Екатеринбург стоит у «Почты России» 260–340 рублей, а у «Связного» дороже — 360 рублей. Преимущество «Связного» в том, что цена на доставку посылки у сервиса фиксированная и привязана к ее размерам (три параметра: XS — 39 × 29 см, до 1 кг, S — 46 × 33 см, до 5 кг, M — 60 × 44 см, до 10 кг), тогда как «Почта России» предлагает вариативную стоимость в зависимости от веса и, чтобы узнать, сколько будет стоить доставка, придется связаться с «Почтой России».

По скорости доставки сервисы работают примерно одинаково, из Москвы в Санкт-Петербург «Связной» обещает доставить посылку на следующий день после отправления. «Почта России» не уверена, что сможет доставить так быстро и дает один-два дня на доставку, но менеджер «Почты России» по телефону обещает, что посылка, как правило, приходит на следующий день.

«Почта России» отмечает серьезную конкуренцию в сегменте услуг экспресс-доставки, поскольку такие услуги оказывает большое число местных компаний по всей России. «Почта» предлагает два типа ускоренной доставки — отдельная курьерская доставка посылки за один день стоимостью от 300 рублей и ускоренный тип доставки посылки от 578 рублей. У «Связного Экспресс» пока что такой услуги нет, но, возможно, она не будет актуальной, поскольку спрос на такую доставку событийный и постоянных клиентов, которые будут готовы переплатить за скорость, просто нет: «Клиенты готовы доплачивать за скорость при покупке товаров с высоким средним чеком и накануне больших праздников», — говорит г-н Конев.

«Связной Экспресс» предлагает и дополнительные услуги: «Мы возместим объявленную стоимость в случае утери или повреждения груза», — значится на сайте «Связного». Компания также может маркировать хрупкий груз специальными наклейками и продлить срок хранения посылки в магазине еще на три дня. Услуги стоят 50 рублей. Среди дополнительных услуг «Почты России» есть услуга «ценные отправления», актуальная для случаев потери багажа, — она позволит компенсировать потерянную посылку, цена зависит от указанной отправителем стоимости. «Почта России» также предлагает услугу «опись вложения» и «наложенный платеж».

В планах «Связного Экспресс» — внедрение доупаковки в точке отправки, возможность получения посылки курьером с доставкой в магазины ритейлера, а также услуги «безопасная сделка» и «наложенный платеж».

Что касается способов доставки грузов, то «Связной» планирует пользоваться уже сложившейся транспортной системой, которой пользуются другие игроки рынка. Например, для доставки посылок в крупные города до Западной Сибири логистические компании используют собственный или фрахтованный на постоянной основе транспорт. В небольшие города и поселки грузы отправляют с помощью специальных транспортных компаний, в том числе в составе сборных грузов. Если речь идет о больших расстояниях, используются авиаперевозки и перевозка почтово-багажными вагонами. Это оптимальные способы доставки с точки зрения соотношения цены и качества. Кроме того, на днях у компании «Связной-Евросеть» завершился этап объединения логистических операций в единую инфраструктуру — в частности, речь идет об объединении технического процессинга, маршрутизации и складских помещений. Это позволит сократить себестоимость логистики в целом на 30%: «Уже сейчас мы смогли увеличить пропускную способность нашего логистического центра в два с половиной раза и существенно сократить издержки», — говорит старший вице-президент объединенной компании «Связной-Евросеть» Оксана Гуськова. Сейчас объединенный ритейлер имеет более 30 складов и один центральный логистический центр, которые обслуживают более восьми тысяч магазинов (собственные и магазины партнера) на территории России и Белоруссии.