Бунт самураев

24 ноября 2018, 17:00

Мировой автопром потряс очередной скандал: в Токио арестован самый яркий и выдающийся топ-менеджер современной мировой автоиндустрии — глава крупнейшего в мире автомобильного альянса Renault–Nissan–Mitsubishi Карлос Гон. Его личный самолет сразу после приземления встретили представители японской прокуратуры, и сейчас он сидит в тюрьме, где когда-то содержались члены секты «Аум Синрикё».

Легенде мирового автопрома Карлосу Гону в тюрьме полагается трехразовое питание и возможность заниматься физическими упражнениями по 30 минут в день 08-01.jpg ТАСС
Легенде мирового автопрома Карлосу Гону в тюрьме полагается трехразовое питание и возможность заниматься физическими упражнениями по 30 минут в день
ТАСС

Le cost killer (убийца расходов) — так называют этого блестящего антикризисного менеджера. По национальности ливанец, Карлос Гон родился в Бразилии, откуда с семьей переехал в Бейрут, а затем во Францию. В 1978 году он начал работать в находящемся в кризисе шинном концерне Michelin, сделал его прибыльным и вывел на североамериканский рынок, поглотив крупного американского производителя покрышек B. F. Goodrich. К середине 1990-х в глубоком финансовом кризисе оказался автоконцерн Renault — Карлос Гон становится его исполнительным вице-президентом. Он решительно сокращает персонал и закрывает нерентабельный завод в Бельгии, что оздоровляет ведущего французского автопроизводителя. В 1999 году его приглашают на должность директора по производству в компанию Nissan, находящуюся в предбанкротном состоянии. Гон инициирует слияние Nissan с Renault, французы покупают 36% акций японской компании, а новый директор заявляет, что выведет ее из кризиса через год. И делает это: закрываются пять заводов фирмы, продаются непрофильные активы, нещадно сокращаются менеджеры — безработными остаются почти половина управленцев компании, что для японской корпоративной традиции становится шоком. Но Nissan оживает: всего за год загрузка производственных мощностей возрастает с 50 до 80%, на 20% снижается себестоимость комплектующих, продажи идут вверх. Карлос Гон становится почти национальным героем Японии, ему вручают орден императора, его биография оказывается сюжетом для японских комиксов манга.

Мастерство Карлоса Гона в области M&A в полной мере проявилось и в отношении российского автопрома. При его активном участии альянс Renault–Nissan в 2007 году покупает блокпакет АвтоВАЗа. В переоснащение завода вкладывают внушительные инвестиции. В 2017 году Renault–Nissan доводит свой пакет акций в нем до 75% (остальные 25% принадлежат «Ростеху»), а АвтоВАЗ впервые за долгое время по итогам прошлого года показывает прибыль. Чуть ранее, в 2016-м, Nissan приобретает контроль над своим японским конкурентом Mitsubishi, и по итогам прошлого года новый альянс Renault–Nissan–Mitsubishi с показателем 10,6 млн автомобилей и годовым приростом 6,5% занимает первое место в мире.

Для окружающих и для самого Гона арест стал полной неожиданностью. Представители Nissan заявляют, что руководство компании узнало о его злоупотреблениях от осведомителя, имя которого не называется; внутреннее расследование секретно велось несколько месяцев. Шестидесятичетырехлетнего директора крупнейшего мирового автомобильного объединения обвиняют в том, что он многие годы занижал данные о личном доходе, уклоняясь от уплаты налогов. Ему также инкриминируют искажение сведений о расходовании средств компании Nissan и использование их в личных целях.

Скорее всего, арест Гона связан с тлеющим конфликтом с руководством Nissan. Как сообщают СМИ со ссылкой на внутренние источники, в последние месяцы Карлос Гон готовил план еще более тесного слияния с компанией Nissan. До последнего времени в рамках альянса действовала структура перекрестного владения акциями компаний: сейчас Nissan и правительство Франции владеют примерно по 15% акций Renault, которой, в свою очередь, принадлежат 43% акций Nissan. Французская сторона в лице Карлоса Гона готовилась изменить эту систему и еще глубже поглотить японского партнера. При этом Renault отводила себе доминирующую роль, с чем Nissan была категорически несогласна.

В 2017 году на посту СЕО Nissan Карлоса Гона сменил Хирото Саикава, с которым, по мнению наблюдателей, тот в последнее время конфликтовал. В частности, Гон был недоволен снижением прибыльности и рентабельности Nissan по причине ослабления продаж в США и Китае; кроме того, за последний год пострадала репутация Nissan — из-за попыток фальсифицировать данные об экономии топлива, а также неквалифицированной проверки систем безопасности новых автомобилей. Руководство Nissan, со своей стороны, считало бизнес Renault более слабым и, в частности, было против предоставления французской стороне доступа к собственным запасам ликвидности.

На протяжении всей карьеры Карлоса Гона партнеры жаловались на его авторитарные методы правления. Похоже, в Nissan дошли до черты. Японский самурай долго терпит, но в нужный момент наносит молниеносный и жестокий удар — видимо, по такому принципу и поступило руководство Nissan. Возможно, свою роль сыграла и обида на Гона за его прошлые действия: на Востоке особенно болезненно относятся к унижениям, связанным с деловой репутацией. «Двадцать лет назад, когда компания была на грани гибели, японский менеджмент не мог себе позволить открыто возражать, сейчас же, когда Nissan — преуспевающее предприятие, они могут это сделать» — так на условиях анонимности «Эксперту» комментируют ситуацию представители мировых автомобильных компаний.

Nissan спешно отправила Карлоса Гона в отставку, а на пресс-конференции Хирото Саикава говорил о «негативных последствиях девятнадцатилетнего правления Гона» и что «до сих пор в компании слишком много власти было сосредоточено в одних руках». Карлосу Гону грозит десятилетний тюремный срок, его дело будет разбираться при участии уже созданной в Японии специальной комиссии независимых экспертов под председательством Масакудзы Тойоты, члена совета директоров и генерального директора Института экономики энергетики Японии.

После ареста Гона акции Renault в течение одного дня подешевели на 14%, Nissan — на 9,3%. Представители Renault и Nissan заявляют, что события не повлияют на стратегию развития альянса, однако дальнейшая интеграция французского и японских концернов, несомненно, оказывается под большим вопросом. По сути, под удар поставлена идея глобализации мирового автобизнеса.