Российские граждане поставили рекорд: в прошлом году число открытых индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) выросло вдвое и достигло почти 600 тысяч. Причем более половины новых ИИС открыты именно новичками. Оборот по ИИС в 2018 году превысил 400 млрд рублей — это в полтора раза больше, чем в 2017-м.
Оседлать эту волну постарались многие крупные игроки — Сбербанк, Тинькофф-банк, «БКС брокер», активно развивающие свои мобильные приложения для инвестирования. Есть ли тут место для мелких брокеров? Об этом мы решили поговорить с Денисом Кучкиным, генеральным директором ИК «Септем Капитал», которая развивает бренд Yango.
«Септем капитал» создали несколько инвестбанкиров четыре года назад, и сразу же запустили мобильное приложение Yango, которое позволяет физлицам покупать и продавать облигации прямо через смартфон. За минувший год количество клиентов «Септема» выросло до семи тысяч человек. Сейчас компания входит в десятку крупнейших в России профучастников по количеству открытых индивидуальных инвестиционных счетов, а активы клиентов и выручка от комиссионных услуг выросли в три раза, при этом по клиентским оборотам «Септем Капитал», по данным Мосбиржи, находится за пределами топ-50 брокеров — участников облигационного рынка.
— Вы начинали как узкоспециализированный брокер на рынке облигаций. Планируете и дальше двигаться в этом направлении или есть планы диверсифицировать бизнес?
— Вопрос о специализации — ключевой. Мы создали свою компанию именно потому, что увидели спрос физических лиц на облигации. Интерес к этому инструменту продиктован тем, что облигации довольно близки по смыслу ко вкладам. И с точки зрения получения дохода, и с точки зрения риска (если сравнивать вклады с вложениями в облигации первого эшелона). При этом облигации более удобный и гибкий инструмент, чем депозиты, да и доходность может варьироваться от семи–девяти процентов годовых в первом эшелоне (как по вкладам), до двадцати–тридцати процентов в высокодоходных облигациях.
По нашему мнению, главная особенность российского массового частного инвестора в том, что ему важно получать стабильный пассивный доход — ежемесячный или ежеквартальный. Это не история про инвестиции в «американском стиле» — когда вы купили акцию и ждете, пока она вырастет в три раза, изредка получая дивиденды. Нашим людям ближе психология рантье — это, скорее, история про то, что вы надежно размещаете капитал и получаете проценты. Не случайно в России, как и в США и Европе, в последние годы активно развиваются различные сервисы peer-to-peer-кредитования.