Три ритейлера — алкомаркеты «Красное & белое» челябинского предпринимателя Сергея Студенникова, аналогичная сеть «Бристоль» и обычная продовольственная «Дикси», которые являются активами миллиардеров Сергея Кациева и Игоря Кесаева, — объявили о слиянии. В результате на рынке сетевого ритейла появится третий по размеру (после X5 Retail и «Магнита») игрок: за первое полугодие 2018 года совокупная выручка объединяющихся сетей составила 312,7 млрд рублей. В объединенном бизнесе 51% будет принадлежать Сергею Кациеву и Игорю Кесаеву, а 49%, соответственно, Сергею Студенникову.
Новость была неожиданной для рынка и наблюдателей. Но потом выяснилось, что переговоры о слиянии шли уже около года.
Алкомаркеты пошли в рост
Наибольший интерес в объединяющихся сетях представляет «Красное & белое». Хотя по тому, как выглядит ее типичный магазин, например в самом центре Москвы, никогда не скажешь, что речь идет о феноменально успешном проекте федерального масштаба. Покупатель попадает в крошечное помещение, где приходится протискиваться между стенными стеллажами с алкоголем и витринами с едой ассортимента «выпить-закусить» в середине зала. Часть немудрящих продуктов выложена на полках за прилавком у выхода, где сидит не самый дружелюбный продавец-кассир.
Однако именно этот ритейлер в последнее время стал одним из самых быстрорастущих в стране: его выручка прирастала на 40–50% в год. Оборот сети в первом полугодии 2018-го составил 130 млрд рублей. В этот же период сеть вышла на второе место по открытию магазинов среди FMCG-ритейлеров, обойдя «Магнит». По данным агентства Infoline, «Красное & белое» увеличилась на 882 торговые точки против 610 у «Магнита». Правда, по числу открытий лидировала X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») — 1057 новых точек. В настоящее время в «Красное & белое» входит почти семь тысяч магазинов в 57 регионах.
Появление и, главное, раскрутку этого проекта, как и других проектов сетей алкомаркетов — того же «Бристоля», руководитель Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз связывает в первую очередь с тем, что власти — как на федеральном уровне, так и на региональном — давно стараются всячески ограничить продажу алкоголя, вплоть до выведения торговли им из обычной розницы в специализированные точки. Пока эти поползновения удается как-то сдерживать, поскольку бизнес продовольственных магазинов не может развиваться без такого маржинального продукта, как алкогольные напитки. Однако навеянная предложениями об ограничительных мерах мысль, что в будущем могут понадобиться специализированные точки продаж алкоголя, стимулировала бизнесменов создавать и развивать сети соответствующих форматов.