«Боевиков “Исламского государства”* неизвестными вертолетами перебрасывают из Пакистана на границу Таджикистана — в сторону южных границ России. Видимо, там планируются масштабные провокации с выдавливанием в перспективе большого количества беженцев в нашу сторону», — сообщил в конце января замминистра внутренних дел России Игорь Зубов. Тогда многие не придали значения этой информации или просто не поверили ей. Скажем, пресс-секретарь погранвойск ГКНБ Таджикистана Мухаммад Улушходжаев заявил, что вдоль участка таджикско-афганской границы появление боевиков «Исламского государства» не фиксировалось.
Однако 13 января иранское агентство Tasnim доложило следующее: американцы провели секретную операцию в северо-западной провинции Бадгис и помогли 40 боевикам ИГ бежать: их вывезли на вертолетах. Эту информацию подтвердил и заместитель главы областного совета Бадгис. Тюрьма, по имеющимся данным, принадлежит «Талибану»*.
Сведения о том, что боевики разбитого в Ираке и Сирии халифата концентрируются в том числе в Афганистане, просачивались давно. Новое государство они создать не успели — во многом потому, что их активность сдерживалась интересами других боевых группировок: «Аль-Каиды»*, «Талибана», а также правительственной армии и контингента западной коалиции. Тем не менее «черные» накапливаются в подбрюшье Средней Азии. Есть основания предполагать, что их могут использовать в том числе против российских интересов. А у наших американских партнеров большой опыт в конструировании террористических ячеек, с которыми потом приходится бороться всем миром.
Новый плацдарм для халифата
Создание новой версии халифата на границе со среднеазиатскими республиками уже не гипотеза, а серьезная угроза. Глава Антитеррористического центра СНГ Андрей Новиков в сентябре прошлого года сообщил, что «Исламское государство» планирует развернуть опорный пункт в Центральной Азии и активизировать в регионе свои спящие ячейки. То есть террористы их уже создали. Аналогичные опасения высказывал вице-премьер Киргизии Жениш Разаков: «Особую озабоченность вызывает тот факт, что члены террористических организаций не оставляют попыток проникновения с севера Афганистана на территорию Центрально-Азиатского региона с целью дестабилизации обстановки». Обеспокоен и президент приграничного с Афганистаном Узбекистана Шавкат Мирзиёев. На Международной конференции по безопасности в Ташкенте в марте прошлого года он заявил, что от ситуации в Афганистане зависит безопасность всего региона Центральной и Южной Азии. Узбекские дипломаты считают, что к примирению сторон в Афганистане невозможно прийти военным путем. Внутренним игрокам необходимо исключить вмешательство внешних стран и искать между собой компромисс.