Расследование катастрофы Boeing 737 MAX8 авиакомпаний Ethiopian Airlines и Lion Air будет иметь далеко идущие последствия для авиационной индустрии мира. А корпорации Boeing придется доказать, что новые интеллектуальные системы анализа данных, установленные на ее авиалайнерах последнего поколения, в принципе безопасны. Это касается прежде всего системы MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System), служащей «защитой от дурака» и устанавливающейся на самолетах семейства Boeing 737 MAX 8/9, а в будущем предполагается оснастить ею также комплексы бортового оборудования широкофюзеляжных Boeing 777X. Едва ли не главная функция MCAS — препятствовать сваливанию самолета даже в том случае, когда автопилот отключен, а лайнером управляют вручную.
MCAS получает данные о риске сваливания от двух датчиков угла атаки. Если пилот слишком сильно задрал нос самолета, система опускает его, и за этим вполне может последовать пикирование. Если летчики возвратят стабилизатор в исходное положение, автоматика спустя несколько секунд вернет себе управление. Но самое важное, что MCAS принимает решение даже тогда, когда тревожную информацию дает только один датчик. Это может оказаться ложным срабатыванием, а система все равно будет ориентироваться на его данные, не выполняя указания пилотов. Именно это, судя по всему, и произошло в октябре прошлого года в Индонезии, а теперь и в Эфиопии. Расшифровка черных ящиков Boeing 737 MAX8 Lion Air показала, что экипаж индонезийской авиакомпании как минимум два десятка раз делал попытки воспрепятствовать действиям MCAS, опускавшей нос самолета. Но безуспешно. Лайнер в конце концов пикировал и рухнул в море, унеся жизни всех 189 человек, находившихся на его борту. Как оказалось, MCAS получала с датчиков неверные данные и пыталась нивелировать опасную ситуацию, которой на самом деле просто не было.
То же и с катастрофой самолета Ethiopian Airlines. Хотя черные ящики с него только на днях доставлены для расшифровки во Францию, глава авиакомпании Тевольде Гебремариам уже поспешил сообщить, что «пилот прямо заявил диспетчерам о проблемах и запросил разрешение вернуться в Аддис-Абебу». Но финал все же оказался трагическим. По свидетельству очевидцев, эфиопский самолет едва ли не под прямым углом врезался в землю, а все 157 человек на его борту погибли. И многим специалистам уже ясно, что все произошло из-за неверных действий бортового оборудования (читай: MCAS). Во-первых, именно на это жаловался эфиопский летчик. А во-вторых, перед крушением самолет перешел в пикирование. Поэтому сначала Индонезия, Эфиопия, Китай, а затем страны ЕС и даже США вынуждены были запретить эксплуатацию авиалайнеров Boeing 737 MAX 8/9 в своем воздушном пространстве (кстати, Россия к этому запрету присоединилась предпоследней, а последней — Канада). Это в общей сложности более 350 воздушных судов, летающих в парках 69 авиакомпаний мира. Но самое интересное — как повели себя в этой ситуации американцы. Сначала Федеральная авиационная администрация США (FAA) отказалась приостановить полеты пресловутых самолетов и заявила, что они годны к эксплуатации. Правда, руководство FAA все же пообещало обязать Boeing провести их модернизацию и устранить возможные неполадки. И только после прямого вмешательства Дональда Трампа FAA изменила решение, заявив, что приостановка полетов продиктована исключительно соображениями безопасности — ради этого необходимо обновить программное обеспечение, на что может уйти несколько месяцев. Такой шаг, по крайней мере на словах, поддержал и президент Boeing Деннис Мюленбург, отметивший, что он по-прежнему уверен в надежности самолетов своей корпорации. Чего нельзя сказать о Дональде Трампе. Как заявил американский президент, «старое и простое зачастую работает намного лучше», чем что-то новое. И это косвенно указывает на явные сомнения истеблишмента США в перспективах дальнейшего использования искусственного интеллекта (ИИ) в гражданской авиации. И понятно почему: экономические потери корпорация Boeing, приостановившей поставки самолетов семейства 737 MAX 8/9, будут исчисляться сотнями миллионов долларов, если не миллиардами. Но самое главное, история с использованием элементов ИИ в американских самолетах лишает Трампа козырей в переговорах с руководством КНР о прекращении торговой войны. Напомним, закупка самолетов этой корпорации на общую сумму 50 млрд долларов была одним из главных условий полюбовной сделки. Но теперь вопрос снят с повестки дня, а найти ему достойную замену крайне сложно.