The Washington Post пишет, что президент Трамп намерен в три–пять раз повысить плату за размещение американских войск на территории союзников: впредь с них будут требовать полную стоимость содержания базы плюс ещё 50% сверху. Речь пока идёт о Германии, Японии и Южной Корее; по данным газеты, одной из этих стран такое требование уже предъявлено официально. По мне, эта новость, как и многие другие в последнее время, на порядки больше самой себя: она говорит о том, что в ней сказано, — и кричит о сломе эпох.
С одной стороны, новость как новость — очередной подчёркнуто резкий шаг в кампании Трампа по монетизации военной гегемонии Штатов. Конечно, это страшилка с запросом: сейчас та же Южная Корея оплачивает примерно половину стоимости содержания войск США в своей стране, а Трамп грозно требует втрое больше, чтобы потом милостиво спуститься, скажем, до восьмидесяти процентов. Такое работает: подобными страшилками Трамп за два года уже принудил европейских союзников поднять оборонные расходы и закупки американской военной техники — и теперь хочет ещё. Конечно, это не случайная флуктуация американской политики: если на следующих выборах в Белый дом вернётся демократ, вытряхивать деньги из союзников отнюдь не перестанут. Возможно, даже и поднажмут: обуянные левизной демократы будут резко увеличивать внутренние расходы — со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Но, с другой стороны, детали подковёрных драк за переделку расходов на американскую военную гегемонию и второстепенны, и через неделю сменятся новыми. Сам факт, что эта переделка прочно заняла место в повестке дня и будет теперь порождать скандалы регулярно, — несравненно важнее. К тому же исполнение американцами роли глобального полицейского лишь часть общей конструкции. Другими клёпками бочки были и особая роль Штатов в мировой торговле (союзникам и даже не вполне союзникам дозволялось свободно пользоваться богатым американским рынком, часто без адекватных встречных любезностей) и в мировых финансах (союзникам и даже совсем не союзникам дозволялось вкладывать свои торговые профициты в американский долг), и стратегия экспорта производств в страны дешёвого труда — и всё это так ловко одно с другим увязывалось, и всё это в целом устраивало всех (во всяком случае, «всех, кто в счёт», то есть глобальную элиту). Но вот все клёпки до единой взапуски принялись усыхать. Можно было ещё десять лет назад вообразить новость вроде обсуждаемой? Или вроде стоящей рядом новости об отсрочке встречи Трампа с Си, на которой, возможно (возможно!), будут подписаны соглашения, останавливающие торговую войну? Поди теперь пойми, как до этого дошло — бочка же была так прочна! Отметим ещё, что «оборонная» клёпка рассыхающейся бочки находится в сравнительно благоприятном положении: для её сохранения возобновлены и пока даже работают разговоры о русской угрозе. Ни с торговыми войнами, ни с американским долгом столь же полезных заклинаний как-то не придумывается.