Причина номер один, которая объясняет невероятное разнообразие книг по популярной психологии, — экономическая. Для издателя это идеальная инвестиция. В отличие от большинства книг, которые вызывают повышенный интерес публики, пока находятся в категории новинок, спрос на книгу по популярной психологии не только длится годами, но может со временем даже нарастать. Если художественная и даже биографическая проза — это временное развлечение: ты погружаешься в реальность, созданную автором, проживаешь вместе с героями те или иные события, рефлексируешь по этому поводу, а потом закрываешь книгу и архивируешь полученную информацию где-то в подсознании, — то с книгами по популярной психологии все совсем иначе. Здесь главный герой — читатель, они пишут о нем самом и дают рекомендации, каким образом действовать здесь и сейчас. Если человеку еще и свойственно себя постоянно переосмысливать, если он понимает, что каждый полученный опыт каким-то образом меняет его, то его потребность в таких книгах резко возрастает.
Спрос на качественные книги по психологии всегда был высоким. По оценке ведущего редактора издательства «Бомбора» по направлению «Популярная психология, социальный успех» Любови Романовой, принципиальные изменения претерпел только спрос на книги по саморазвитию. Он стал резко расти три года назад: «Во-первых, интерес к работе над собой в обществе постоянно то нарастает, то убывает — это маятник. Помните, в конце 1990-х — начале 2000-х был бум на тренинги личностного роста? Потом он резко пошел на спад, теперь снова возвращается. И на этот раз он выражен не только в готовности людей ходить на тренинги, но и в желании покупать книги на тему саморазвития: результат схожий, но стоит дешевле. Во-вторых, российские издательства научились делать книги по саморазвитию — они наконец-то поняли, что дело не в том, насколько уникальна информация, содержащаяся в тексте, или насколько она соответствует академическим канонам. Весь секрет во вдохновляющей силе: люди ищут источники жизненной энергии, мотивации. Чем лучше книга справляется с этой задачей, тем больше она будет востребована. Ну и плюс важно, чтобы книга была красивой — стильной, качественной, на хорошей бумаге. Покупая ее, человек как бы покупает лучший вариант своей жизни».
Главный редактор издательства «Альпина Паблишер» Сергей Турко отметил всплеск интереса к литературе по популярной психологии в 2017 году с выходом книги «Хочу и буду. Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым» Михаила Лабковского: «Этот интерес не пропадает до сих пор: “Хочу и буду” — в топах продаж во многих книжных магазинах, как офлайн, так и онлайн (например, на ozon.ru). Тираж книги сопоставим с тиражами бестселлеров в сегменте художественной литературы. Кроме того, популярностью пользуется книга Дарьи Варламовой и Антона Зайниева “С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города”, которая стала лауреатом премии “Просветитель”. Мы предполагаем, что уровень стресса жителей больших городов сейчас особенно высок: ускоряющийся темп жизни, внедрение новых технологий, нарастающая атомизация общества, усложнение моделей межличностных отношений и смещение границ нормы — все это приводит к тому, что читатель пытается разобраться в природе происходящего. Чтение книг по психологии ставится частью пути к внутренней гармонии и счастью».