Автор обращается к теме, которая является едва ли не ключевой для понимания причины взрывных процессов в обществе: какую позицию в это время занимает церковь и почему ее авторитет, казавшийся до тех пор незыблемым, вдруг резко падает, а затем и вовсе уничтожается, как это произошло в России после Октябрьской революции. По его мнению, истоки кризиса, апогея которого православная церковь достигла к началу Первой мировой войны, были заключены в ее синодальном строе. Война вскрыла этот нарыв: «классовая» ненависть между высшим духовенством и низшим накалялась по мере увеличения тягот военного времени. В результате православная церковь приветствует Февральскую революцию и проводит радикальные внутренние реформы, которые включали в себя введение повсеместных выборов, в том числе высших иерархов.
Автор настаивает на том, что «кощунственные акции в православных монастырях, первые убийства священников и разграбление церковного имущества начались еще до прихода к власти большевиков». Он цитирует текст из газеты «Утро России», описывающий бунт монахов московского Данилова монастыря, которые «играют в карты, приводят в монастырский корпус женщин, пьют ханжу, ругаются и дерутся». Так, иеромонах Софроний, «руководитель всех бунтующих монахов, достал приспособления для перегонки денатурированного спирта и целыми днями пьяный валяется у ворот монастыря». Еще ведя военную кампанию против войск, возглавляемых адмиралом Колчаком, большевики решаются вскрыть мощи, и это «стало одной из самых успешных антиклерикальных и антицерковных акций за все время существования советской власти».
Православная церковь оказалась колоссом на глиняных ногах, а большевики — всего лишь теми, кто сумел воспользоваться этой ситуацией и подтолкнуть церковь в пропасть. Но падать туда она начала еще до их прихода к власти.
Рогозный Павел. Православная церковь и Русская революция. Очерки истории. 1917–1920. — М.: Весь Мир, 2018. — 304 с. Тираж 750 экз.