Лесопромышленный холдинг Segezha Group (входит в АФК «Система») заканчивает проектирование современного биотехнологического комплекса (БТК) в Енисейском районе Красноярского края и после получения разрешения на строительство готов приступить к его созданию. В планах — производство до миллиона тонн белой сульфатной хвойной или лиственной целлюлозы в год. Главная особенность нового БТК — его экологичность. Концепция проекта основана на использовании 100% древесного сырья при минимальном воздействии на окружающую среду, при этом большая часть отходов пойдет на энергообеспечение самого производства.
Подобный биотехнологический комбинат уже работает в финском городе Ээнекоски, где производство находится непосредственно в населенном пункте. Для России подобные технологии — это прорыв. Мало того что у нас целлюлозно-бумажные производства продолжают стереотипно восприниматься как «грязные», наносящие вред природе, так за последние сорок лет в России не было построено с нуля ни одного комбината — отрасль существует и развивается на заделах советского времени.
Выжать советские мощности
Строительство новых предприятий по производству целлюлозы имеет несколько серьезных подводных камней. Первое — строить долго и дорого. Проблемы здесь не только в капиталоемкости самих проектов, но и в отсутствии сопутствующей инфраструктуры: железных дорог, электроэнергии и высококвалифицированного персонала. Кроме того, время играет против нашей страны: возведение нового комбината занимает три года, а стоить это будет около двух тысяч долларов на каждую тонну производства.
БТК Segezha Group развернется на базе действующего актива компании — Лесосибирского ЛДК № 1, примерно в 300 км к северу от Красноярска. Красноярский край — один из крупнейших регионов как в России, так и в мире по запасам хвойной древесины: 76 млн кубометров расчетной лесосеки (63% — хвойный лес, 37% — лиственный). В районе ЛДК № 1 уже существует необходимая инфраструктура: лесозаготовительное предприятие, переработка, обеспечены хорошая транспортная доступность и оптимальное плечо по железной дороге до целевых рынков Китая и дальневосточных портов. По оценкам Segezha Group, строительство комбината обойдется в сто миллиардов рублей; запуск производства намечен на 2023 год, что создаст в регионе более 460 новых рабочих мест.
Биотехнологический комплекс Segezha Group прекрасно вписывается сразу в два нацпроекта: «Экология», как использующий наилучшие доступные технологии, и «Экспорт в промышленности», который подразумевает рост несырьевого экспорта со 135 млрд до 250 млрд долларов к 2024 году. В рамках этого нацпроекта экспорт продукции лесопромышленного комплекса должен вырасти с 9,5 млрд до 17 млрд долларов, причем в основном это должно произойти за счет увеличения переделов.
Целлюлозно-бумажная промышленность (ЦБП) в России давно нуждается в новых решениях. Отрасль поделена между несколькими крупными холдингами, владеющими заводами, запущенными еще в СССР. Сейчас все основные производства сосредоточены в Иркутской области, в Коми, Карелии и в Архангельской области.
Последняя волна модернизаций российских ЦБК началась в 2008–2009 годах, наблюдался приток инвестиций, связанный с принятием государственной программы поддержки приоритетных инвестиционных проектов. По данным Национального лесного агентства развития и инвестиций, в 2012 году объем инвестиций в отрасль составил порядка 42 млрд рублей, но к 2014-му снизился до 33 млрд рублей и находится на этом уровне уже несколько лет.
Среди тех, кто осуществил модернизацию, — группа «Илим», Архангельский ЦБК. Был также реализован инвестиционный проект «Степ» на «Монди Сыктывкарском ЛПК», продолжается многоэтапная модернизация входящего в Segezha Group Сегежского ЦБК. Это позволило повысить уровень технической оснащенности отрасли, увеличить объемы производства и снизить негативное влияние на окружающую среду. Тем не менее мир не стоит на месте, и постепенно ЦБК превращаются из «вонючих монстров» в экологические комплексы.
Самым распространенным способом производства целлюлозы во всех странах является сульфатный. Так производится до 97% целлюлозы в мире. Основная стадия этого термохимического процесса — сульфатная варка — заключается в обработке древесной щепы водным раствором, содержащим гидроксид и сульфид натрия. Метод «всеяден» и позволяет перерабатывать практически все древесные ингридиенты, а технология позволяет получить целлюлозу большой механической прочности. Однако есть и недостатки — выделение большого количества дурно пахнущих сернистых соединений и серьезная нагрузка на окружающую среду.
Неудивительно, что в последние годы законодательство предъявляет все более жесткие требования к ЦБК. Все они вошли в перечень предприятий первой категории по уровню воздействия на окружающую среду, составленный Минпромторгом. Поэтому в ближайшие год-два игроки рынка должны разработать перечень мероприятий по модернизации производств, которые позволят снизить уровень воздействия на окружающую среду.
Экология в тайге
Один из крупнейших инвесторов отрасли — Segezha Group, российский холдинг, созданный компанией АФК «Система» на базе ее лесопромышленных активов. На сегодня в группу компаний входят 32 предприятия в России и Европе, а консолидированная выручка компании по итогам 2018 года превысила 50 млрд рублей. Segezha Group — одна из немногих российских компаний с полным циклом лесозаготовки и глубокой переработки древесины. Главные ее продукты — коричневая мешочная бумага и бумажные мешки. По производству небеленой бумаги компания занимает первое место в России и третье в мире. По выпуску мешков Segezha Group номер один в России и номер два в Европе. Кроме того, компания лидирует в России по производству клееного бруса, домокомплектов из бруса и пиломатериалов. По выпуску большеформатной березовой фанеры Segezha Group занимает пятую позицию на мировом рынке.
Хорошие внутренние рыночные позиции, мощная сырьевая база и высокий спрос на бумажную упаковку обеспечивают быстрые темпы роста компании. С 2014 года ежегодная рублевая выручка Segezha Group удвоилась.
В настоящее время самый крупный актив в портфеле компании — Сегежский ЦБК, расположенный в Карелии. Его мощности позволяют производить 375 тыс. тонн небеленой крафт-бумаги, часть которой (35%) идет на собственные конвертинговые мощности (ООО «Сегежская упаковка»). Бумагу из Сегежи экспортируют в 60 стран мира, но очевидно, что этих мощностей динамично растущей Segezha Group мало. Поэтому, во-первых, разработан инвестиционный проект реконструкции и модернизации Сегежского ЦБК с двукратным увеличением объемов производства, возможностью выпуска беленой мешочной бумаги, лиственной и хвойной целлюлозы. Во-вторых, дан старт разработке нового ЦБП-проекта по строительству первого в стране за долгие десятилетия крупного биотехнологического комплекса.
Строительство нового БТК в Красноярском крае — самый амбициозный инвестиционный проект группы, дающий возможность переключаться с производства хвойной целлюлозы на лиственную. Предприятие будет работать по современным биотехнологиям. Для отбелки целлюлозы будет использована так называемая ECF-технология (Elemental Chlorine Free — без применения молекулярного хлора), а также организован максимально цикличный процесс потребления химикатов. Для Лесосибирского БТК это не только дань экологической моде. Новые технологии позволяют заметно сэкономить благодаря повторному использованию химикатов. Лесосибирский комбинат полностью откажется от ископаемых видов топлива и будет работать исключительно на биотопливе, полученном в процессе производства.
«По сути, это не ЦБК, а полноценный биотехнологический комплекс. Первый завод такого типа был построен для финской Metsä Group в Ээнекоски в 2017 году. В России и СНГ таких проектов нет. Экологическое преимущество в том, что максимизирован полезный эффект от заготовленной древесины. То есть используется сто процентов древесины, не образуется никаких отходов. Все побочные продукты перерабатываются в новые конечные продукты с добавленной стоимостью либо используются в производственном процессе», — рассказали в Segezha Group. По мнению экспертов компании, такое производство в обслуживании дешевле традиционного ЦБК из-за экономии на тепло- и электроэнергии и снижения удельных норм расходов химикатов. А поскольку завод обещает быть максимально экологичным, рентабельность будет одной из самых высоких в мире. Это достигается благодаря низкой себестоимости, которая будет на 30% меньше среднемирового значения. При этом продукции будет гарантированно обеспечен выход на емкий мировой рынок беленой хвойной целлюлозы.
В ближайший год Segezha Group предстоит пройти целый ряд процедур: по оценке воздействия на окружающую среду, согласование проекта санитарно-защитной зоны, государственную экологическую экспертизу, главную государственную экспертизу, ряд других, а также получение разрешения на строительство.
Есть мировой спрос
Имея самые большие лесные запасы в мире, Россия далеко не лидер в целлюлозно-бумажной промышленности. США ежегодно производят до 50 млн тонн такой продукции, Бразилия и Канада дают по 17,5 млн тонн. Наша страна с объемом производства 8,5 млн тонн серьезно отстает от лидеров. Поэтому отрасль требует серьезных инвестиций. Продавать лес-кругляк запретили — это был путь в никуда, лес быстро закончится, а заработать на нем не удастся. Основной интерес государства и отрасли — рост экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Сейчас, по данным Федеральной таможенной службы, Россия поставляет в другие страны всего 2,1 млн тонн целлюлозно-бумажной продукции, однако согласно «Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года» экспорт планируется нарастить до 12,5 млн тонн.
У нашей страны есть все шансы увеличить свою долю на глобальном рынке. Мировой спрос на целлюлозу растет быстрыми темпами, а в 2018 году цены на нее достигли исторических максимумов. Главными драйверами роста выступают развитие интернет-торговли и строительной индустрии. Растет спрос на все виды упаковочных бумаг, включая картон, а также на бумагу санитарно-гигиенического назначения. Кроме того, мир встал на путь борьбы с «пластиковой зависимостью». Многие страны законодательно запретили производство и распространение полиэтиленовых пакетов. Формируется культура ответственного потребления, люди самостоятельно принимают решения перейти на более экологичную бумажную упаковку.
Основной рост спроса на продукцию лесопромышленного комплекса приходится на страны Юго-Восточной Азии, так что строительство целлюлозно-бумажного производства именно в Красноярском крае вполне логично. По прогнозам, прирост спроса на товарную целлюлозу к 2030 году составит 24,6 млн тонн (среднегодовой темп роста потребление до 2030 года — 1,7%), значительная доля придется на Китай (+19 млн тонн). Кроме того, наблюдатели отмечают, что в Китае сейчас действуют торговые ограничения в отношении целлюлозы, импортируемой из США, Канады и Бразилии, поэтому конкуренция для наших производителей будет минимальной. Так что существенные для нашей страны объемы продукции нового предприятия, даже если они будут целиком уходить на экспорт, азиатский рынок поглотит без труда.