Пять губернаторов покинули свои должности за пять будних дней минувшей недели. Заявления об уходе написали главы Калмыкии, Алтая, Мурманской, Челябинской и Оренбургской областей. Аналитики говорят, что отставки связаны с низкими рейтингами и слабой эффективностью работы глав субъектов федерации, а также с подготовкой к осенним региональным выборам, на которых власть никак не может допустить промахов и поражений.
По мнению политологов, бывший руководитель Республики Алтай Александр Бердников, исполнявший свои обязанности с 2005 года, не справлялся с «межэлитными конфликтами, которые периодически выплескивались на федеральный уровень». Его сменил Олег Хорохордин. Выходец с Алтая, новый глава имеет опыт работы в администрации президента и правительстве, а также на постах руководителя секретариата вице-премьера Максима Акимова и главы совета ГЛОНАСС.
После почти девятилетнего пребывания на посту в отставку добровольно ушел и глава Калмыкии Алексей Орлов. Экс-руководитель региона на официальном сайте поддержал курс федерального центра на обновление региональных элит. Новым губернатором стал «звезда и гордость Калмыкии», один из самых известных ее уроженцев, чемпион Европы по кикбоксингу Бату Хасиков. Хасиков был депутатом регионального парламента, представлял Калмыкию в Совфеде на протяжении двух лет. Последним местом работы кикбоксера-чемпиона было Федеральное агентство по делам молодежи, где он служил советником руководителя.
Конкурс «Лидеры России», проводимый под патронажем первого зама главы администрации президента, приносит кадровые плоды. Новый и. о. главы Челябинской области Алексей Текслер — один из финалистов конкурса этого года. Именно на встрече с победителями Владимир Путин анонсировал назначение Текслера в «чрезвычайно важный промышленный регион». В нем новый врио родился, потом закончил Норильский индустриальный институт и был здесь сити-менеджером. С 2013 года работал замминистра энергетики РФ. Текслер пришел на место подавшего в отставку Бориса Дубровского, обвиняемого ФАС в причастности к антиконкурентным схемам.
Хорохордин, Хасиков и Текслер — выходцы из тех регионов, куда были назначены. А вот новый глава Оренбуржья Денис Паслер почти не знаком с этим регионом. На протяжении четырех лет, с 2012 года, он работал главой правительства Свердловской области и карьеру строил там же. Последний раз он заезжал в Оренбургскую область в ноябре 2018 года на открытие солнечной электростанции в качестве председателя правления ПАО «Т Плюс». Паслер пришел на место Юрия Берга, подавшего в отставку со словами «остается еще достаточно времени, чтобы новому руководителю доказать оренбуржцам свою эффективность». Эксперты объясняют отставку Берга высокой вероятностью протестного голосования на сентябрьских выборах: руководитель региона не нравился жителям.
Вопросы имеются и к бывшей главе Мурманской области Марине Ковтун, ушедшей с поста по собственному желанию после семилетнего пребывания на посту. Одной из причин ухода, как отмечают политологи, могли стать плохие отношения с бизнесом и местными элитами. На ее пост Владимир Путин назначил Андрея Чибиса. Бывшему замминистра строительства и ЖКХ Мурманская область не знакома. Он родился в Чебоксарах, а учился в Москве. Однако управленческие навыки, проявленные на прошлых постах в администрации Рязанской области, а потом и в Минрегионе, позволяют надеяться на его эффективность.
Сложность вверенных фронтов более всего демонстрируют данные о динамике численности населения областей. Все, за исключением Республики Алтай, за последние 18 лет потеряли население: 19% — в Мурманской области, 10,7% — в Оренбургской области и Калмыкии, 5% — в Челябинской области. Плюс к этому регионы бедны: средний душевой доход заметно ниже среднероссийского везде, кроме Мурманской области. В евро средний месячный доход варьируется от двухсот в Калмыкии до пятисот в Мурманской области. В некогда промышленном Челябинске средний доход — 300 евро в месяц. Конечно, важны и смог, и урбанистика, но откуда возьмутся деньги, если негде зарабатывать?