Компания РМТ называет себя нишевым игроком на рынке термоэлектрических микромодулей. Тем не менее она сумела занять заметную позицию в своем секторе: по оценкам компании, ее доля здесь доходит до 20% мирового рынка. РМТ экспортирует 95% своей продукции в США, Европу, Юго-Восточную Азию. Объем рынка, на котором работает компания, ее гендиректор Марат Набиуллин оценивает в 70–80 млн долларов. По итогам 2018 года РМТ стала первой в рейтинге российских высокотехнологических быстроразвивающихся компаний «ТехУспех» в номинации «Самая высокая доля экспорта в обороте». Основные конкуренты РМТ — японские и американские компании: японская KELK, японо-китайская Ferrotec, американские Phononic и II-VI Incorporated.
«В одного из наших американских конкурентов венчурные фонды инвестировали уже 165 миллионов долларов, чтобы создать компанию, которая конкурирует с нами, но при этом они менее успешны, чем мы, — говорит г-н Набиуллин. — Да, можно кидать деньги как в топку, но это не имеет под собой экономической основы».
В РМТ в 2011 году «Роснано» и фонд венчурных инвестиций «С-групп венчурс» вложили по 150 млн рублей, а затем «Роснано» постоянно кредитовала компанию (общий бюджет проекта, как указано на сайте «Роснано» — 800 млн рублей). РМТ появилась на свет еще в 1991 году, причем как российско-американское предприятие РАМЭТ — «Российско-американские материалы для электронной техники». Как рассказывал в 2011 году журналу «Русский репортер» основатель бизнеса Геннадий Громов, ученый-лазерщик, компанию создавали люди, имевшие опыт работы в области полупроводниковой техники. «Промышленность тогда уже умирала. Мы просто скупали старые запасы и продавали американцам. Уже тогда было ясно, что эта тема скоро себя изживет. Ну нельзя сырьем торговать! Хотелось что-то свое производить», — рассказывал Громов. В 1994 году они убрали гласные из названия компании, и возникла РМТ — «Российские материалы и технологии». Постепенно пришли к решению двигаться в направлении термоэлектричества и начали разрабатывать термоохладители.
Первые в термоэлектричестве
Отталкиваться было от чего. В России еще с 1950–1960-х годов существовала сильная инженерная школа в области термоэлектричества, иначе говоря, процессов преобразования электрической энергии в тепловую, и наоборот. Именно тогда появились прорывные решения в этой области. Российские физики сумели применить на практике эффект Пельтье, названный по имени французского физика. Экспериментальным путем он установил, что если пропустить электрический ток через пластину, которая состоит из двух соприкасающихся полупроводников, то одна сторона пластины нагревается, а другая охлаждается. По принципу Пельтье и работают современные термоохладители. «То, что мы сейчас делаем в области термоохлаждения, в большинстве случаев даже не патентуется, а проходит в режиме ноу-хау», — говорит Марат Набиуллин. Другое дело, что с тех пор в термоэлектричестве сильно продвинулись японцы и американцы, заняв лидирующие позиции.